Программа студии "Русская живопись"

Содержание
1. Пояснительная записка .........................................................стр. 3
1.1. Принципы построения программы……………………стр. 4
1.2. Объём программы………………………………...…….стр. 7
1.3. Характеристика модулей программы……………….....стр. 7
2. Календарный учебный график……………………………...стр. 8
3. Учебный план………………………………………………..стр. 9
4. Модули программы………………………………………… стр. 10
4.1.

Рабочая программа Первого года обучения……….. стр. 10

4.2.

Рабочая программа Второго года обучения……….. стр. 11

4.3.

Рабочая программа Третьего года обучения………. стр. 12

5. Содержание программы……………………………………. стр. 13
5.1.

Содержание программы Первого года обучения….. стр. 13

5.2.

Содержание программы Второго года обучения…...стр. 14

5.3.

Содержание программы Третьего года обучения…..стр. 15

6. Планируемые результаты…………………………………...стр. 16
7. Оценочные материалы…………………..…………………..стр. 17
8. Мониторинг…………………………………………………..стр. 18
9. Организационно-педагогические условия…………………стр. 18
9.1.

Методические материалы…………………….………стр. 18

9.2.

Материально-техническое обеспечение……………..стр. 19

10. Список литературы………………………………………….стр. 19

2

Пояснительная записка
Художественное образование и воспитание средствами искусства –
неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного
человека без воспитания в нем чувства прекрасного» - в этих словах Р. Тагора
ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического
воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты
как меры всех вещей. Но человек может остаться равнодушным к искусству,
если с детства его не приобщали к прекрасному. Духовное развитие человека,
включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных
особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально
реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений
искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное,
прекрасное, полное красок целое.
Важнейшую роль в гармоничном развитии личности маленького
ребенка, приобщении его к духовным ценностям общества играет искусство.
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является
изобразительное искусство и в частности живопись.
Знакомство детей с живописью обеспечивает художественнотворческое, познавательное и эмоциональное развитие дошкольника. Поэтому
важно формировать интерес ребёнка к изобразительной деятельности,
знакомить ребёнка с произведениями различных видов изобразительного
искусства, прежде всего, с живописью, используя различные приёмы и методы
(наглядные, словесные, игровые). Эффективным наглядным методом
ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства является
рассматривание книжных иллюстраций и живописных картин.
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и
убедительно передавать действительность. Живопись – вид изобразительного
искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают
воздействие на мысли и чувства зрителей.
Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом
развитии обучающихся, приобщении их к такому виду искусства как
живопись, с использованием музыкального и литературного искусств, для
раскрытия в детях разносторонних способностей. Живопись дает простор для
детской фантазии и возможности разнообразной деятельности ребенка.
Рабочая программа составлена на основе:
- «Знакомим детей с живописью» М. А. Курочкина
- Использование Интернет-ресурсов.

3

Цель: создание педагогических условий для приобщения детей дошкольного
возраста к искусству через знакомство с живописью.
Задачи:
1. Вызвать активный интерес у детей к произведениям живописи.
Стимулировать желание внимательно рассматривать произведения
живописи.
2. Развивать у детей эмоционально-чувственную сферу, художественное
восприятие и видение.
3. Формировать у детей представление о том, что художественная картина
есть отражение реальной жизни, изображая которую художник
выражает свое индивидуальное восприятие, свои чувства и
переживания, используя особый изобразительно-выразительный язык.
4. Познакомить детей с выразительными средствами живописи, благодаря
которым
становится
возможным
создание
художественноизобразительного образа.
5. Обогатить словарь детей эмоционально окрашенной лексикой,
эстетическими,
искусствоведческими
терминами,
которые
дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках
и при анализе произведений.
6. Учить детей различать жанры живописи.
7. Формировать потребность участия в разнообразной, поисковой,
творческой, созидательной деятельности.
8. Познакомить детей с профессией «художник» и развивать интерес к
трудовой деятельности взрослых.
9.Сформировать у детей интерес к музеям родного города, страны, мира.

1.1. Принципы построения программы дополнительного
образования Художественная студия «Русская живопись»
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов –
выражается в непрерывности образовательного процесса в течении учебного
года, тесной связи с другими дисциплинами (музыка, изобразительная
деятельность, литература и пр.)
Принцип систематичности и последовательности – предполагает
взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой - формирует у детей дошкольного
возраста умение применять свои знания в области живописи в повседневной
жизни.
Принцип активного обучения - обязывает строить процесс обучения с
использованием активных форм и методов обучения, способствующих
развитию у детей самостоятельности, инициативности и творчества.
4

Принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребёнка –
подразумевает создание в ДОУ условий для более полного раскрытия
личности ребёнка.
Методы и приёмы организации образовательного процесса в
Художественной студии «Русская живопись».
В работе студии широко применяются различные методы и приёмы:
1. наглядные;
2. словесные;
3. практические.
Наглядные: показ,
рассматривание,
наблюдение,
демонстрация,
прослушивание аудиозаписи, презентация.
Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление
рассказов, указания, разговор, ситуативный разговор, напоминание,
проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы
детей и воспитателя, чтение литературы.
Практические: импровизация, имитация, игровая беседа с элементами
движений, экспериментирование, решение проблемной ситуации, игровые
задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые
упражнения,
продуктивная
деятельность,
рассматривание,
игрыдраматизации.
Методы воспитания: способы взаимосвязанной деятельности взрослых и
детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения: совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения: часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу
которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и
наглядно-образное).
Наглядные методы и приемы обучения
Методы:
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира,
замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений:
кратковременные и длительные;
повторные и сравнительные;
распознающего характера;
за изменением и преобразованием объектов;
репродуктивного характера.
2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов,
слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим:
дидактические картины, объединенные в серии;
репродукции картин известных художников;
5

книжная графика;
предметные картинки;
учебные фильмы.
Приемы:
1. Показ способов действий.
2. Показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы:
1. Рассказ педагога.
Педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу;
в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль;
рассказ не перегружен деталями;
его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает
у них отклик, сопереживание;
речь взрослого выразительна.
2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из
детского опыта, творческие рассказы).
3. Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические
беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые
(обобщающие) беседы.
4. Чтение художественной литературы.
Приемы:
1. Вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной
деятельности).
2 Указание (целостное и дробное).
3. Пояснение.
4. Объяснение.
5. Педагогическая оценка.
Игровые методы и приемы обучения
Методы:
1. Дидактическая игра
2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми
действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы:
1. Внезапное появление объектов.
2. Выполнение педагогом игровых действий.
3. Загадывание и отгадывание загадок.
4. Введение элементов соревнования.
5. Создание игровой ситуации.
6

Практические методы обучения
1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или
практических
действий
заданного
содержания
(подражательноисполнительского характера, конструктивные, творческие).
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт -это преобразование жизненной ситуации, предмета или
явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных
свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Методы стимулирования и мотивации:
похвала;
поощрения;
предвосхищающая положительная оценка.

1.2. Объём программы.
Срок реализации программы 3 года.
Образовательный процесс разделён на три модуля:
Первый модуль - первый год обучения;
Второй модуль –второй год обучения.
Третий модуль – третий год обучения
Срок обучения на каждом этапе
2 занятия в неделю,
8 занятий в месяц.
64 часа,
8 месяцев,
В соответствии с СанПин занятия по программе имеют продолжительность:
-средняя группа (4-5 лет) - 20 минут
-старшая группа (5-6 лет) - 25 минут
-подготовительная группа (6-7) - 25 минут
Форма организации занятий: кружковая.

1.3. Характеристика модулей программы.
Структурной особенностью программы является блочно – тематическое
планирование занятий. Логическим завершением каждого блока программы
является создание музея - галереи картин, выставка работ детей, проведение
открытых и итоговых занятий, проведение мастер – классов в детском саду.
При реализации программы обязательно учитываются возрастные
особенности детей.
Вся работа по данной программе основана на интеграции, которая
охватывает все виды художественно – творческой деятельности
(дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, изобразительную,
художественно – речевую, музыкальную деятельности).
7

Принципы организации интегрированного педагогического процесса
– принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительных,
слуховых, осязательных, тактильно – двигательных) в процессе познания
какой-либо ценности; обеспечивающий прочность условных связей в коре
головного мозга и активность всех психических процессов;
– принцип проецирования познавательной ценности на свое «Я»
(ребенок постоянно ставится педагогом в позицию: А, я похож на этого героя?
А, это качество есть у меня? А, я могу так?);
– принцип результативности (развивающего эффекта), предполагающий
обязательность общения педагога с каждым ребенком для выяснения того, что
и как он понял, почувствовал, оценил.
Игровые приемы:
– создание игровых ситуаций в период подготовки к занятию или в его начале,
чтобы дети самостоятельно ставили перед собой изобразительную задачу;
– объяснение требований в игровой форме;
– показ способов изображения в игровой ситуации с привлечение детей;
– стимулирование игровыми приемами детской творческой активности;
–упражнения в разнообразных способах изображения через игровое
настроение, с целью – «увести» детей от шаблонов, направить их поиск на
новые техники;
– обучение игровому анализу продуктивных работ (пониманию того, что
успешность игрового применения зависит от их качества, а качество
изображения – от соблюдения тех требований, которые предъявлялись в
начале занятия);
–обыгрывание собственных художественных работ (рисунков, лепки,
аппликации);
– организация самостоятельной художественной деятельности (оформление
сюжетно – ролевых игр, подготовка театральных афиш и т.п.).

2. Календарный учебный график.
Календарный учебный график разработан в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования. Утверждённым приказом МИНОБРНАУКИ
России №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального
образовательного стандарта дошкольного образования», а также
нормативными документами:
- с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» «273-ФЗ от 29 декабря
2012г.;
- с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013
года №1008 «об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8

- с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений» от 30 июня 2013 г.
- с Письмом Министерства образования Российской Федерации от
14.03.2000 №65/23-16 « О гигиенических требованиях и максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах
обучения»
- с Уставом МАДОУ детский сад № 564 «Филипок».
Содержание

Возрастная группа
Средняя Старшая
группа группа
Количество
возрастных 2
2
групп в каждой параллели
Количество
занятий
в 2
2
неделю
Продолжительность занятий 20
25
по времени
Объём недельной нагрузки 40
50
по времени
Количество занятий в месяц 8
8
Объём месячной нагрузки 2ч 40м 3ч 40м
по времени
Временной режим работы
С 15.00 до 18.00

Подготовительная
группа
2
2
30
60
8
4ч

3. Учебный план.
Наименование
модулей
Первый
год
обучения
Второй
год
обучения
Третий
год
обучения

Количество занятий
Неделя
Месяц
2
8

Год
64

2

8

64

2

8

64

9

4. Модули программы.
4.1. Рабочая программа Первого года обучения.
Натюрморт
Месяц/
Форма проведения

Тема занятия

Октябрь - Декабрь
Путешествие в мир
искусства

Что такое искусство. Волшебный мир
изобразительного искусства. Что такое
живопись.
Знакомство с жанром «Ах, натюрморт».
Знакомство с
К.С. Петров – Водкин, П.П. Кончаловский,
репродукциями
И.Э. Грабарь, И.И. Левитан, И.И. Машков,
художников
В.Д. Сверчков.
Продуктивная
«Наливное яблочко», «Одуванчики»,
деятельность
«Сирень», «Цветы и плоды».
Итоговое занятие
Галерея натюрмортов.

1.

2.
3.

4.
5.

Пейзаж
Месяц/
Форма проведения

1.
2.

3.
4.

5.
6.

7.

Январь - Май
Знакомство с жанром
Знакомство с
репродукциями
художников
Беседа
Знакомство с
биографией
художников
Виртуальная
экскурсия
Продуктивная
деятельность

Итоговое занятие

Тема занятия

«О чём рассказывает пейзажная картина?»
И.И. Левитан, И.И. Шишкин, А.К.
Саврасов, Б.М. Кустодиев, В.Д. Поленов.
«Времена года. Зима», «Времена года.
Весна», «Перелётные птицы».
И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, А.К.
Саврасов.
«Третьяковская галерея».
«Рамка – окно: заяц-беляк», «Зимний лес»,
«Зимний пейзаж», «Грачи прилетели»,
«Весеннее дерево», «Яблоня весной».
Игры: «Откуда эта деталь?», «Найди
общее».
Галерея пейзажей.
10

4.2. Рабочая программа Второго года обучения.
Пейзаж
Месяц/
Форма проведения

1.

2.

3.

4.

Октябрь - Декабрь
Знакомство с
репродукциями
художников
Беседа
Знакомство с
биографией
художников
Продуктивная
деятельность

Тема занятия

А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И.
Левитан, Б.М. Кустодиев
«Цвет и оттенки – помощники
художника», «Времена года. Лето», «Новый
год. Рождество на картинах художников».
И.И. Левитан.
«Бабочка в теплых и бабочка в холодных
тонах», «Могучий дуб», «Берёзовая роща»,
«Осенний пейзаж», «Осеннее дерево»,
Инсценировка песни «В лесу родилась
ёлочка».

Портрет
Месяц /
Форма проведения

1.
2.

Январь - Май
Знакомство с жанром
Знакомство с
репродукциями
художников

3.

Беседа

4.

Знакомство с
биографией
художников
Виртуальная
экскурсия

5.

Тема занятия

«Портрет человека».
В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин,
И.П. Аргунов, В.М. Васнецов, В.А.
Тропинин, И.Н. Крамской, К.П. Брюлов,
К.Е. Маковский, Ф.М. Славянский.
«Типы портретов», «Русский костюм»,
«Животные в живописи», «Автопортреты
великих русских художников».
И.Е. Репин, В.А. Серов, Б.М. Кустодиев.
«Эрмитаж».

11

6.

Продуктивная
деятельность

7.

Итоговое занятие

«Маскарадные костюмы», «Персики»,
«Веер для дамы», «Воротник для
кавалера», «Лошадь».
Игры: «Эмоции», «Определи жанр»,
«Палитра», «Зоркий глаз».
Галерея портретов.

4.3. Рабочая программа Третьего года обучения.
Сказочно-былинный жанр
Месяц/
Форма проведения

1.
2.

3.
4.

5.

Октябрь - Декабрь
Знакомство с жанром
Знакомство с
репродукциями
художников
Знакомство с биографией
художников
Продуктивная
деятельность

Итоговое занятие.

Тема занятия

«Сказочно-былинный жанр».
В. М. Васнецов.
В. М. Васнецов.
«Алёнушка», «Царевна –лягушка»,
«Иван - царевич на ковре-самолете»,
«Богатырь и его верный конь».
Настольный театр, инсценировка по
сказке «Снегурочка».
Сказочно-былинная галерея.

Жанр Марина
Месяц/
Форма проведения

1.
2.

3.

Декабрь - Февраль
Знакомство с жанром
Знакомство с
репродукциями
художников
Беседа

Тема занятия

«Жанр Марина. Маринисты. Морские
пейзажи».
И. К. Айвазовский.
«Какое разное море!», «Парусники в
море».
12

4.
5.
6.

Знакомство с биографией
художников
Продуктивная
деятельность
Итоговое занятие.

И. К. Айвазовский.
«Парусник», «Ветряная мельница»,
«Морской пейзаж».
Галерея морских пейзажей.

Сюжетно-бытовой жанр
Месяц/
Форма проведения

1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.

Март - Май
Знакомство с жанром
Знакомство с
репродукциями
художников
Беседа
Знакомство с биографией
художников
Виртуальная экскурсия
Продуктивная
деятельность
Итоговое занятие
Итоговое занятие

Тема занятия

О чём рассказывает жанровая живопись?
Б. М. Кустодиев, В. И. Суриков, В. Г.
Перов, К. Е. Маковский, В. Е.
Маковский, В.Д. Поленов
«Русские народные забавы»,
В. И. Суриков.
«Русский музей»
«Зимние забавы», «Гроза», «Колосок»,
«Я расскажу вам о картине..».
Сюжетно-бытовой жанр.
«Путешествие в мир Живописи».

5. Содержание программы.
5.1. Содержание программы Первого года обучения.
Этот этап является очень важным. Детей учат понимать содержание
произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых
персонажей с реальными, замечать детали. При этом педагог обращает
внимание детей и на выразительные средства, использованные художником –
цвет, форму. Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать
рассказ по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с
реальными, выделять главное в содержании произведения.
Задачи:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к живописи. Подвести к
пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и
художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.
2. Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство. Учить видеть
особенности и отличительные признаки разных видов искусства.
13

3. Формировать
навыки
последовательного
целостного
художественного
восприятия
подлинно
художественных
произведений искусства.
4. Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с
товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного.
5. Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать
настроение героя.
Требования по работе с детьми дошкольного возраста:
- Доступность содержания живописи для детского восприятия. Тематика
картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их
возрасту и опыту.
- Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический
характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств,
чувств, отношений.
- Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче,
убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание
зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения.
- Разнообразие используемых художником средств выразительности: цвет,
композиция, рисунок, фактура.
Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при
ознакомлении с живописью у детей активизируется интерес к общественной
жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к
процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному
творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них
формируется нравственное сознание.

5.2. Содержание программы Второго года обучения.
Детей обучают пониманию содержательной и выразительной стороны
произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие
понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать
взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными
средствами. У детей развивают интерес, художественный вкус, умение
«читать»
произведение,
способность
эстетически
воспринимать
действительность.
Задачи:
1. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и
суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации
на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях
природного и социального характера.
2. Способствовать
пониманию
различных
положительных
и
отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний,
проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми,
умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая
к ним свое отношение.
14

3. Обращать внимание детей на то, что пейзаж окружает нас всюду, он
доставляет людям радость и удовольствие. К нему следует бережно
относиться.
4. Знакомить детей с разными видами пейзажа, представления о которых у
них углубляются и расширяются.
5. Учить видеть особенности и отличительные черты пейзажа и его видов.
6. Знакомить детей с художественными профессиями: «пейзажиста» и
«портретиста».
7. Формировать общечеловеческие ценности через художественные
образы, обращенные к чувству и к сердцу детей.
8. Формировать умение высказывать доказательные суждения и оценки
увиденного, включать познанное – через искусство и ознакомление с
окружающим – в собственную эстетическую и художественную
деятельность.

5.3. Содержание программы Третьего года обучения.
Дети могут определять личностное избирательное отношение к
произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об
эмоциональных ассоциациях. У них формируют понятия «хороший»,
«красивый». Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин,
учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение
воспринимать содержание картины, различные средства выразительности,
чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных
явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную
отзывчивость на художественный образ.
Задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне
окружающей действительности: создавать ситуации для созерцания
красивых видов природы и городских пейзажей;
2. Продолжать показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных
явлений и состояний природы: ветра, дождя, неба, моря в разных
погодных и сезонных явлениях.
3. Вызывать у детей интерес к сказочной живописи через знакомство со
сказочно-былинным жанром.
4. Закреплять у детей представления о сюжетно-тематической картине,
изображающей сказки.
5. Учить высказывать собственное мнение об увиденном, используя
доказательные оценки и суждения.
6. Обогащать речь детей образными словами и выражениями.
7. Развивать полихудожественное восприятие и видение художественного
образа, созданного синтезом разных искусств (литература, живопись,
музыка).
9. Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности
детей вне занятий по рисованию.
15

10. Знакомить детей с художественными профессиями: «искусствовед».

6. Планируемые результаты.
Личностные

результаты:

В ценностно-эстетической сфере:
- эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений
искусства;
В познавательной (когнитивной) сфере:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.
В трудовой сфере:
- навыки использования различных художественных материалов для работы
в разной продуктивной деятельности: лепка,аппликация,рисование;
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств в живописи;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов (литература, музыка и др.);
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную
деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности, как собственной, так и своих товарищей;
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
живописи;
- умение различать основные жанры живописи, характеризовать их
специфику;
- сформированность представлений о ведущих музеях России и
художественных музеях своего региона;
В ценностно-эстетической сфере:
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности
16

характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу и отражение их в собственной деятельности;
- умение эмоционально оценивать шедевры русского искусства (в пределах
изученного);
В коммуникативной сфере:
- способность высказывать суждения о художественных особенностях
произведений, изображающих природу(пейзаж), человека в различных
эмоциональных состояниях (портрет); различные предметы (натюрморт);
В трудовой сфере:
- умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной
продуктивной деятельности;
- моделирование новых образов путем трансформации известных (с
помощью сюжетно-ролевых игр и театральной деятельности).

7. Оценочные материалы.
В результате изучения предмета «Русская живопись» дошкольник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить
художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов
изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и
пр.);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый,
зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий,
фиолетовый, голубой) цвета;
- узнавать произведения великих русских художников, называть их авторов;
- сравнивать различные жанры (пейзаж, натюрморт, портрет);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, белую и цветную бумагу);
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги.
Дошкольник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при
посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного
творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и
штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания
композиций.

17

8. Мониторинг.
Для проведения мониторинга можно использовать следующие уровни
понимания живописи ребенком:
1.Высокий уровень: отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично.
Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел
показать художник, написав эту картину.
2.Средний уровень: отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать,
почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо
использует в речи эпитеты, образные сравнения.
3.Низкий уровень: затрудняется отвечать на поставленные вопросы,
вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить
выразительные средства.

9. Организационно-педагогические условия.
9.1. Методические материалы.
Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему
содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим
возможностям воспитанников.
Для успешной реализации и освоения детьми программы используются
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые,
исследовательские методы обучения.
Основными видами деятельности являются информационно – рецептивная,
репродуктивная, творческая.
Информационно-рецептивная деятельность дошкольников предусматривает
освоение учебной информации через рассказ педагога и(или) беседу.
Репродуктивная деятельность дошкольников направлена на овладение ими
знаниями, умениями и навыками через выполнение заданий по образцу,
наблюдение за деятельностью педагога. Это способствует развитию
усидчивости, аккуратности и сенсомоторики воспитанников.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти
самостоятельную работу воспитанников.
Взаимосвязь этих видов деятельности даёт детям возможность научиться
новым видам творчества и проявить свои способности.
Основные методы и приёмы:
-наглядные
-словесные
-практические
-проблемно-поисковые
Выбор методов и приёмов обучения зависит от психофизиологических и
возрастных особенностей воспитанников, темы и формы занятий. При этом в
процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих и продуктивных заданий.
18

9.2. Материально-техническое обеспечение.
Просторное, хорошо освещённое и проветриваемое помещение;
Столы и стулья соответствуют росту детей;
Ноутбук;
Проигрыватель;
Портреты художников, поэтов, композиторов;
Репродукции картин;
Материалы для продуктивной деятельности:
-ватман (для коллективных работ)
-белая и цветная бумага
-белый и цветной картон
-пластилин
-кисточки
-краски
-гуашь
-клей
-ножницы
-простые и цветные карандаши;
Инструменты для рассматривания картин:
-прямоугольный шаблон
-круглый шаблон
-лупа;
Атрибуты для игр и музыкальных инсценировок:
-Маски для песни «В лесу родилась ёлочка»
-Дидактические игры «Найди, что исчезло», «Четвёртый
«Живописные пазлы», «Мемо»
- Рамка для «живых картин»: «Эмоции», «Костюмы».

лишний»,

10. Список литературы:
1. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования
и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
2. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».
3. Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать».
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия
развития». 1997 г.
4. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество». Методическое
пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Издательство Карапуз-дидактика, г. Москва, 2006г.
5. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка - Синтез, г.
Москва, 2006г.
6. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке».
Пособие для воспитателей детских садов г. Москва, 1985.
19

7. Кулакова Н. «Художественное слово в эстетическом воспитание детей».
«Дошкольное воспитание» №2/1984 г. Стр. 15.
8. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Библиотека
программы «Детство» г. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.
9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет». «Цветные ладошки» Издательство Карапуздидактика, г. Москва, 2006.
10. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное
искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,
«Академия развития», 1997 г.
13. Чумичёва Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя
детского сада. г. Москва «Просвещение», 1992 г.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».