Рабочая программа бусинки 2020

Содержание
1. Пояснительная записка ..........................................................стр.5
1.1.Принципы построения программы…………………… стр.11
1.2.Объём программы………………………………...…….стр.12
1.3.Характеристика модулей программы……………….....стр.12
2. Календарный учебный график……………………………..стр.16
3. Учебный план……………………………………………….стр.20
4. Модули программы…………………………………………стр.21
4.1.

Рабочая программа Первого года обучения………..стр.21

4.2.

Рабочая программа Второго года обучения………..стр.31

5. Содержание программы…………………………………….стр.40
5.1.

Содержание программы Первого года обучения…..стр.40

5.2.

Содержание программы Второго года обучения…..стр.49

6. Планируемые результаты………………………………….стр.55
7. Форма оценки планируемых результатов…………………стр.56
8. Мониторинг…………………………………………………стр.58
9. Организационно-педагогические условия…………………стр.60
9.1.

Методическое обеспечение программы…….………стр.60

9.2.

Материально-техническое обеспечение…………….стр.62

10. Список литературы………………………………………….стр.64

4

1.Пояснительная записка
В дошкольном возрасте у детей наблюдается тенденция нарушения речи, отставание в
развитии общей и ручной моторики. Особенно заметно несовершенство тонких
дифференцированных движений пальцев и кисти рук, в связи с этим затруднено
формирование

навыков

письма

и

выполнение

действий

требующих

точности,

уверенности и синхронности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, складывать и
т. д.). Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники
движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные
трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с
выполнением вышеупомянутых действий.
Работа по развитию мелкой моторики, должна начинаться задолго до поступления
ребенка в школу. Если еще в дошкольном детстве уделять должное внимание
упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации
движений руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом
повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовить ребенка
к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем
школьного обучения.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие
детали, например, бисероплетение.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности
к школьному обучению. Исследованиями разных стран установлено, а практикой
подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения
пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах
возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в
разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии
движений пальцев рук.

5

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Вопервых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки,
выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Вовторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и
тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои
творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую
моторику рук.
Известный исследователь детской речи М.И. Кольцов пишет: «… Сначала
развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все
последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от
степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как
орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки
есть еще одна речевая зона мозга».
Поэтому для детей тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим
фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к
письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность
коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми
строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и
тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный
подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Цель программы:
Развитие мелкой моторики у детей посредствам прикладного искусства бисероплетения.
Задачи программы:
Образовательные:
6

углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;
формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
осваивать техники бисероплетения.
научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
научить правильно организовывать рабочее место;
научить работать с различными материалами;
создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;
Воспитательные:
прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие,
аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца,
взаимопомощь при выполнении работы;
прививать основы культуры труда.
Развивающие:
развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию,
творческие способности;
развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное
мышление;
развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
формировать эстетический и художественный вкус.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными
областями. Так, изучая основы материаловедения дети пользуются знаниями,
полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной
области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым
схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное
творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».
Занимаясь бисероплетением, дети получают знания, умения и навыки в данной
области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий
7

выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов,
точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике
безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение
материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно
приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и
самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности
сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже
незначительные успехи в сфере деятельности.
Программа разработана с учётом тематического плана основной программы
детского сада, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания,
полученные на занятиях в группе.
Отличительные особенности программы:
темы программы расположены в определенной системе: связаны с лексическими
темами основной образовательной программы ДОУ.
предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень
подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии,
пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
 в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
данная программа интегрируется с образовательными областями
(«Художественно-эстетическое развитие», «Личностно-коммуникативное»,
«Физическое», «Речевое», «Познавательная» основной образовательной программы
ДОУ).
Направленность программы:
Программа разработана для учреждений дополнительного образования и
ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую
направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуальноориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка мелкой моторики
рук, эстетического и эмоционального начала, а также на формирования его образного
мышления и творческих способностей. Программа способствует развитию воображения,
8

фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир. Содержание программы
направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и
духовного развития.
Нормативно-правовую базу Программы составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№ 273-Ф3;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г., №06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников");
- «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН)
2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций");
В программе участвуют дети 5-7 лет. Данная программа рассчитана на 2 года
обучения (старший и подготовительный возраст).

9

1.1. Принципы построения программы
Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку; интеграция разных
видов

искусства

(изобразительного

и

декоративно-прикладного)

и

детской

художественной деятельности; обогащение сенсорно-чувственного опыта. Естественная
радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и
деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское
экспериментирование и развитие творческих способностей.
Принцип поэтапности «погружения» в программу- это самый ответственный
принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести
ожидаемого результата.
Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и
прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до
заключительного, максимально сложного задания.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми
заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, с привлечением к
данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к
ассоциативному, а значит, к творческому мышлению.
Принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности.
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Принцип организации тематического пространства (информационного поля) –
основы для развития образных представлений.
1.2. Объём программы
Срок реализации программы 2 года.
10

Образовательный процесс разделён на два модуля :
Первый модуль – первый год обучения;
Второй модуль – второй год обучения;
Срок обучения на каждом этапе девять месяцев (72 часа). 2 занятия в неделю, 8
занятий в месяц.
Примерный режим работы –2 занятия в неделю (8 занятий в месяц) для детей 57 лет. В соответствии с СанПин занятия по программе проводятся:
возраст детей 5-6 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 25
минут;
возраст детей 6-7 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 30
минут.

1.3. Характеристика модулей программы.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование
занятий.
Логическим завершением каждого блока программы является проведение выставок
поделок, открытых и итоговых занятий.
Возрастные особенности детей, которые необходимо учесть при реализации задач
программы.
У детей 5-го года жизни круг изображаемых предметов довольно широк, в поделках
появляются детали, замысел детского творчества может меняться по ходу выполнения
поделки. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком
активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы
воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок
чётко начинает различать действительное и вымышленное.
11

Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники прикладного
искусства.
Ребёнок 7-го года осознаёт себя как личность как самостоятельный субъект
деятельности и поведения. В этом возрасте происходит расширение и углубление
представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к
меньшей отвлекаемости детей. Воображение детей данного возраста становится, с одной
стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно
уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то
что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости,
в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные
закономерности действительности. Развитие познавательных интересов приводит к
стремлению получить знания и овладеть техниками прикладного искусства. В
продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно
следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла,
который теперь становится опережающим. Совершенствуется и усложняется техника
рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы,
пропорции, цвет.
Формы проведения занятий: программа предполагает фронтальную и групповую
(по подгруппам) форму организации деятельности детей.
Для результативности образовательного процесса программой предусмотрены различные
формы проведения занятий: беседа, выставка, занятие-игра, занятие- путешествие,
практическое занятие, открытое занятие, экскурсия. На первом году дети получают
элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения параллельный, дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, создавать сюжетные
работы.
Задачи обучения на первом году :
Образовательные
дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;
12

ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и
инструментами;
научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение,
объёмное плетение, петельное плетение и др.
научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока,
леска, фиксирование и др.).
Развивающие:
развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;
развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;
знакомить со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях;
формировать умение замечать красивое вокруг себя;
развивать познавательную мотивацию;
развивать умение организовывать свое рабочее место.
Воспитывающие:
воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное,
выдержанное отношение к сверстникам;
воспитывать заботливое отношение к близким людям.
На втором году дети закрепляют умения и навыки работы с проволокой,
полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными
приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в
изделиях. На втором году обучения дети учатся создавать сюжетные работы по мотивам
сказок «По страницам сказок». По окончании каждого проекта дети оформляют
большую выставку.
Задачи обучения на втором году:
Образовательные:
закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее;
познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления
изделий из бисера.
13

закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее;
 научить использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при
выполнении работ;
Развивающие:
закрепить практические приемы низания на проволоку: параллельное плетение,
объёмное плетение, петельное плетение и др
развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук,
формировать умение замечать красивое вокруг себя;
развивать познавательную мотивацию.
Воспитывающие:
воспитывать целеустремлённость, уважение к труду взрослых;
 воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Формой подведения итогов являются выставки работ детей.
Дополнительная образовательная деятельность студия прикладного искусства
«Весёлые Бусинки» проводится 2 раза в неделю. Продолжительностью 1 занятия в
старшей группе 25 минут, в месяц 8 занятий – 200минут – 3 часа 20 минут, в год- 72
занятия – 1800 минут – 30 часов.
Продолжительность 1 занятия в подготовительной группе 30 минут, в месяц – 8
занятий – 240 минут – 4 часа, в год – 72 занятия – 2160 минут – 36 часов. В середине
занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить
помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.
2. Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования. Утверждённым приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от 17.10.2013
«Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»,
а также нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.;
14

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1. 3049-13
«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 30 июля 2013г.
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/2316 « О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организационных формах обучения».
Уставом МАДОУ детский сад№564.

15

Возрастная группа
Содержание

Старшая

Подготовительная

группа
3

3

1сентября

1сентября

31 мая

31 мая

Количество возрастных групп в
каждой параллели
Сроки начала образовательной
деятельности

Сроки окончания образовательной
деятельности
Выходные и праздничные дни

6,7.13,14,20,21,27,28 сентября
4,5,11,12,18,19,25,26 октября
1,2,3,4,8,9,15,16,22,23,29,30 ноября
6,7,13,14,20,21,27,28 декабря
1 – 11,17,18,24,25,31 января
1,7,8,14,15,21,22,23,28 февраля
1,7,8,9,14,15,21,22,28,29 марта
4,5,11,12,18,19,25,26 апреля
1,2,3, 4,9,10,11,16,17,23,24,30,31 мая

36 недель

36 недель

Продолжительность освоения
дополнительной общеразвивающей
программ студии прикладного
16

искусства
«Весёлые Бусинки»

25мин

30мин

3

3

10 мин

10 мин

5 часов 50 мин

8 часов

2

2

25мин

30мин

50 мин

60 мин

Продолжительность
непосредственной образовательной
деятельности НОД

Количество НОД в день

Продолжительность перерыва
между периодами НОД
Объём недельной образовательной
нагрузки в мин.
Количество занятий в неделю по
дополнительной общеразвивающей
программе студии прикладного
искусства «Весёлые Бусинки»
Продолжительность занятия по
дополнительной общеразвивающей
программе студии прикладного
искусства «Весёлые Бусинки»
Объём недельной нагрузки в мин. по
17

дополнительной общеразвивающей
программе
студии прикладного искусства
«Весёлые Бусинки»
8

8

3 часа 20 мин

4 часа

с 7.30 до 18.30

с 7.30 до 18.30

Количество занятий в месяц по
дополнительной общеразвивающей
программе студии прикладного
искусства «Весёлые Бусинки»

Объём месячной нагрузки в мин. по
дополнительной общеразвивающей
программе студии прикладного
искусства «Весёлые Бусинки»
Режим функционирования групп
учреждения

3. Учебный план
18

п/п

Наименование модулей

количество
занятий
неделя

месяц

1 Первый год обучения

2

8

2 Второй год обучения

2

8

Продолжительность занятия по дополнительной общеразвивающей программе
студии прикладного искусства «Весёлые Бусинки»
Первый год обучения - 25 минут, 2 раза в неделю;
Второй год обучения – 30 минут, 2 раза в неделю;

19

4. Модули программы
4.1 Рабочая программа Первого года обучения
М

№

Тема

ес

Бл

недели

яц

ок

Изделие

Техника

Материалы,

Кол-во

инструменты,
оборудование.
Наглядно —
тематические пособия

С

Детски

Знакомство с

Рассматривание изделий

Изделия из бисера,

й сад

бисером.

из бисера. Низание бисера

леска, проволока,

н

Знакомство с

на леску.

бусины различные

т

искусством

я

бисероплетения,

б

понятиями бисер,

Презентация «Наш

р

рубка, стеклярус.

детский сад»

ь

Ознакомление с

е

1

2

виды бисера, ножницы.

правилами по
технике
безопасности.
«Плетем
20

украшения для
кукол».
2

Семья

« Украшения для

Простое нанизывание

Бисер, леска, ножницы.

всей семьи».

бусин на леску

Плакат

2

«Я и моя семья»

3

Осень.

« Осенний

Деревь

листочек»

Параллельное плетение

Бисер, леска, ножницы,

2

изделия из бисер.

я

Репродукция русских
художников «Осень
золотая»

4

Грибы.

«Грибочек»

Параллельное плетение

Ягоды

Бисер, леска, ножницы.

2

Игра «Съедобное,
несъедобное» в
картинках.

О

5

Овощи

«Овощи»

Параллельное плетение

Итого

8

Бисер, образцы изделий

2

к

(морковка, перец,

из бисера, бумага,

т

огурец).

картон, клей,

я

( второе занятие

проволока, ножницы.
21

б

- выставка работ)

Развивающий материал

р

игра «Четвертый

ь

лишний».
6

Фрукты

« Вкусные
фрукты –

Бисер, образцы изделий
Параллельное плетение.

полезные

2

картон, клей,

продукты».-

проволока, ножницы.

2 занятие -

Развивающий материал

оформление

игра «Четвертый

выставки работ.

7

из бисера, бумага,

лишний».

Одежда

«Футболка»,

Способ параллельного

Бисер, проволока,

, обувь,

«Носочки»

плетения

ножницы.

головн

2

Показ кукол в сезонной

ые

одежде.

уборы.
Переле
8

тные
птицы

«Лебедь»

Способ параллельного

Бисер, образцы изделий

плетения

из бисера, бумага,

2

картон, клей,
проволока, ножницы
22

Плакат с перелётными
птицами.
Итого
Н
о

Домашние
9

животные.

я

Домашние

б

птицы.

р

Дикие

ь

10

«Кошка»

Способ параллельного

Бисер, проволока,

плетения

ножницы

8
2

Муляжи животных и
птиц.
«Медвежонок»

животные

Способ параллельного

Бисер, проволока,

плетения

ножницы.

2

Развивающая игра
«Крокодил»

11

Поздняя

«Веточка с

Параллельное

Бисер, образцы изделий

осень

осенними

плетение.

из бисера, бумага,

листиками»

2

картон, клей,
проволока, ножницы.
Репродукция русских
художников «Поздняя
осень»

12

Транспорт

«Пароход»

Параллельное

Бисер, проволока,

плетение.

ножницы

2

23

Игрушечные модели
наводного транспорта.
Итого
Д

13

Зима

«Снежинка»

е

Способ простого низания Бисер, проволока,
бисера на проволоку.

8
2

ножницы

к

Репродукция русских

а

художников «Зимушка»

б
р
ь
14

Зимние забавы «Снеговик»

Бисер, проволока,

2

ножницы.
Иллюстрации
Т.Р.Кисловой «Речевые
досуги»
Зимующие
15

птицы

«Дятел»

Бисер, проволока,

2

ножницы.
Плакат с зимующими
птицами.
24

Новый год
16

«Елочка –

Способ параллельного

Бисер, проволока,

зеленая

плетения

ножницы

иголочка»

2

Презентация «Весёлый
праздник Новый год»

Итого
Я

Рождество,

«Чулок для

Способ параллельного

Бисер, проволока,

н

колядки,

подарков»

плетения

ножницы

в

гуляния

17

народных песен и

р

колядок на рождество.
18

Мебель

2

Аудио диски русско-

а
ь

8

«Столик»

Способ параллельного

Бисер, проволока,

плетения

ножницы

3

Кукольная мебель.
19

Посуда

«Тарелочка»

Способ параллельного

Бисер, проволока,

плетения

ножницы.

3

Игрушечная посудка.
Итого

8

25

Ф
е

Животные жарких «Пингвинчик»
20

стран и Севера

Способ параллельного

Бисер, проволока,

плетения

ножницы

в

Плакат животные

р

Африки и обитатели

а

Севера.

л
ь 21

Рыбы морские,

«Аквариум»

Параллельное плетение

Бисер, образцы изделий

речные,

(плетение

из бисера, бумага,

аквариумные

рыбок, улиток

картон, клей, проволока,

и водорослей)

ножницы.

- оформление

Презентация морских и

выставки

аквариумных обитателей

2

2

работ.

22

День защитника

«Брелок для

Способ параллельного

Бисер, проволока.

Отечества. Военные

ключей в

плетения

Плакаты военные

профессии.

подарок папе»

профессии, форма,
погоны.

Итоговая неделя
23

2

«Зима»

« Подарочек»

Способ параллельного

Бисер, проволока,

плетения

ножницы

2

26

Репродукция русских
художников «Зимушка»
Итого
М

Ранняя весна. День «Красивый

а 24

8 марта

Параллельное плетение.

Бисер, образцы изделий из

цветок для

бисера, бумага, картон,

р

мамы».

клей, проволока, ножницы.

т

(подарок
маме)
Профессии
25

8
2

Презентация «Первоцветы»

« Строим

Способ параллельного

Бисер, проволока,

домик»

плетения

ножницы.

2

Плакат «Все профессии
нужны ,все профессии
важны»
Инструменты
26

Музыкальный

Способ параллельного

инструмент

плетения

Бисер, проволока, ножницы

2

Муляжи инструментов.

«Гитара»
2
27

Мой город, мой

«Флаг

Способ параллельного

Бисер, проволока,

край

Свердловской

плетения

ножницы.

области»

Флаг, герб Свердловской
27

области.
Итого
А 28
п

Неделя

« Мой веселый

Способ параллельного

здоровья

звонкий мяч»

плетения

Бисер, проволока,

2

ножницы.

р

Спортивный инвентарь

е 29

Космос

«Ракета»

л

Способ параллельного
плетения

Бисер, проволока,

2

ножницы. Презентация

ь

«Наша вселенная»
30

31

Продукты

«Леденец –

Способ параллельного

питания

палочка»

плетения

Школа.

«Карандаш»

Способ

Школьные

параллельного

принадлежнос

плетения

ти

Бисер, проволока, ножницы

М
а 32

Праздники
мая

2

Муляжи продуктов.
Бисер, проволока, ножницы.

2

Развивающая игра с картинками
«Собери ранец»
Итого

й

8

« Шарик»

Способ

Бисер, проволока, ножницы.

8
2

параллельного
плетения

Презентация «День победы»

28

Растения

«Ромашка»

Способ

Бисер, проволока, ножницы.

2

параллельного

33

плетения

Презентация интеллектуальная
викторина «Лечебные травы»

Насекомые
34

« Бабочка –

Параллельное

Бисер, образцы изделий из бисера,

красавица и

плетение

бумага, картон, клей, проволока,

веселая стрекоза»

2

ножницы.
Коллекция насекомых.

35

Мониторинг

2
Итого

8

Итого за год

72

29

4.2. Рабочая программа второго года обучения
М

№

е

Блока

Тема

Изделие

Техника

с

Материалы,

Кол-во

инструменты,

занятий

оборудование

я
ц
С
е
н
т

1

По сказке
«Колобок»

«Колобок»

Способ

Бисер, бумага,

параллельного

картон, клей,

плетения

проволока,

4

ножницы.

я
б

Дидактический

р

материал для

ь

ознакомления со
сказкой «Колобок»

30

По сказке

«Репка, кошка, мышка»

«Репка»

Способ

Бисер, проволока,

параллельного

ножницы

4

плетения
Иллюстрированное
пособие по сказке
«Репка»

2

Итого
О

По сказке

к
т

3

«Колосок»

Способ

Бисер, бумага,

« Вершки и

параллельного

картон, клей,

корешки»

плетения

проволока,

я

8
4

ножницы.

б
р

Аудиозапись сказки

ь

«Вершки и
корешки»
По сказке

«Кот»

Способ

Бисер, бумага,

4
31

4

« Кот и лиса»

параллельного

картон, клей,

плетения

проволока,
ножницы.
Куклы лиса и кот
Итого

Н

По сказке

о
я
б

«Бочонок с мёдом»

Способ

Бисер, бумага,

« Маша и

параллельного

картон, клей,

медведь»

плетения

проволока,

8
4

ножницы.

5

р
ь

Презентация по
сказке «Маша и
медведь»
По сказке

6

Техника

Бисер, бумага,

« Петушок –

петельное

картон, клей,

золотой

плетение

проволока,

гребешок»

«Петушок»

4

ножницы.

32

Иллюстрированное
пособие по сказке
«Петушок —
золотой гребешок»
Итого
Д
е

По сказке
7

к

«Зайка»

Техника

Бисер, бумага,

«Зайкина

петельное

картон, клей,

избушка»

плетение

проволока,

а

8
4

ножницы.

б
р

Макет избушки из

ь

папье-маше.
8

По сказке
« Два мороза»

«Снежинка»

Способ

Бисер, бумага,

параллельного

картон, клей,

плетения и

проволока,

петельного

ножницы.

4

плетения
Аудиозапись сказки
«Два мороза»
33

Итого
Я
н

По сказке
9

«Лягушка»

«Теремок»

в

Способ

Бисер, бумага,

параллельного

картон, клей,

плетения

проволока,

а

8
4

ножницы.

р
ь
Иллюстрированное
пособие по сказке
«Волк и семеро
козлят»
По сказке
10

«Желудь»

Техника

Бисер, бумага,

« Зимовье

петельное

картон, клей,

зверей»

плетение и

проволока,

параллельного

ножницы.

4

плетения
Дидактический
материал для
ознакомления со
сказкой «Зимовье
34

зверей»
Итого
Ф
е

По сказке
11

в

«Лиса»

Способ

Бисер, бумага,

«Кот, петух и

параллельного

картон, клей,

лиса»

плетения

проволока,

р

8
4

ножницы.

а
л

Игрушечные

ь

персонажи сказки.

По сказке
12

«Золотая рыбка»

Техника

Бисер, бумага,

« Волк и семеро

петельное

картон, клей,

козлят»

плетение и

проволока,

параллельного

ножницы.

4

плетения
Презентация по
сказке «Золотая
рыбка»
35

Итого
М

По сказке

а
р

13

«Тюльпан для мамы»

Техника

Бисер, бумага,

« Золотая

петельное

картон, клей,

рыбка»

плетение и

проволока,

параллельного

ножницы.

т

8
4

плетения
Иллюстрированное
пособие по сказке
«Теремок»
По сказке
14

«Лапоть»

Способ

Бисер, бумага,

«Пузырь,

параллельного

картон, клей,

соломинка и

плетения

проволока,

лапоть»

4

ножницы.
Аудиозапись сказки
«Пузырь, соломка и
лапоть»
Итого

А
п

15

По сказке
« Курочка ряба»

«Золотое яичко»

Техника

Бисер, бумага,

петельное

картон, клей,

8
4

36

р

плетение и

проволока,

е

параллельного

ножницы.

л

плетения

ь

Дидактический
материал для
ознакомления со
сказкой «Курочка
ряба»
По сказке

«Стульчик»

«Три медведя»
16

Техника

Бисер, бумага,

петельное

картон, клей,

плетение и

проволока,

параллельного

ножницы.

4

плетения
Презентация по
сказке «Три
медведя»
Итого
М
а
й

По сказке
17

«Скалочка»

Способ

Бисер, бумага,

«Лисичка со

параллельного

картон, клей,

скалочкой»

плетения

проволока,

8
4

37

ножницы.
Игрушечные
персонажи сказки.
По сказке

«Журавль»

Техника

Бисер, бумага,

«Лиса и

петельное

картон, клей,

журавль»

плетение и

проволока,

параллельного

ножницы.

3

плетения

18

Иллюстрированное
пособие по сказке
«Лиса и журавль»
19

Мониторинг

1
Итого

8

Итого за год

72

38

5. Содержание программы
5.1 Содержание программы Первого года обучения
Блок№1. Детский сад.
Задачи: Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами
бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы), украшениями из
бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Установить такие
взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлеченности,
эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
Блок №2 . Семья.
Украшения для всей семьи.
Задачи: Продолжать знакомить с историей появления украшений из стекла,
бус и бисера.
Продолжать знакомить детей со способом простого низания бусин на
леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на
леску. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
Блок №3. Осень. Деревья.
Осенний листочек.
Задачи: Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку,
правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку.
Познакомить детей с новым способ плетения – параллельное плетение.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий.

39

Блок№4. Грибы. Ягоды
Грибочек.
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №5. Овощи.
Морковка, огурец, перец.
Задачи: Закреплять знания об овощах. Продолжать знакомить детей с
техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику
пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию
внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный
запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение
составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из
бумаги.
Блок №6. Фрукты.
«Яблочко».
Задачи: Закреплять знания о фруктах. Продолжать знакомить детей с техникой
параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук,
технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления,
памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к
проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из
изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

40

Блок №7. Одежда. Обувь.
«Футболка. Туфелька».
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №8. Перелетные птицы.
«Лебедь»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №9. Домашние животные и птицы.
«Кошка»
Задачи: Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно
держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку. Развивать
глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.
Блок №10. Дикие животные.
«Медвежонок»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Блок №11. Поздняя осень.
«Веточка с осенними листочками»
Задачи: Закреплять знания об осени. Продолжать знакомить детей с техникой
параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук,
технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления,
41

памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к
проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из
изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги. Прививать любовь к
природе.
Блок №12. Транспорт.
«Пароход»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Блок №13. Зима.
«Снежинка»
Задачи: Использовать способ простого низания бисера. Развивать глазомер,
мелкую моторику пальцев рук. Способствовать проявлению творчества в
работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию
внимания, мышления, памяти. Закреплять знания об истории появления
украшений из стекла, бус и бисера.
Блок №14. Зимние забавы.
«Снеговик»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать
умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №15. Зимующие птицы.
«Дятел»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
42

Блок №16. Новый год.
«Ёлочка - зеленая иголочка»
Задачи: Закреплять знания о новогоднем празднике. Формировать умение
выполнять параллельное плетение, изготавливать фигурку ёлочки. Развивать
глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей,
расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.
Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее
деталями из бумаги. Воспитывать любовь к празднику, создать радостное
настроение. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №17. Рождество. Колядки. Гуляния.
«Чулок для подарков»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий.
Блок №18. Мебель.
«Столик»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий.
Блок №19. Посуда.
«Тарелочка»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
43

умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий.
Блок №20. Животные жарких стран и Севера.
«Пингвинчик»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий.
Блок №21. Рыбы морские, речные, аквариумные.
«Рыбки, улитки, водоросли»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №22. День защитника Отечества. Военные профессии.
«Брелок для ключей в подарок папе»
Задачи: Закреплять умение выполнять параллельное плетение из бисера.
Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных,
разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное
решение.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать
умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять
её. Воспитывать любовь к близким.
44

Блок №23. Итоговая неделя. Зима.
«Подарочек»
Задачи: Закреплять знания о новогоднем празднике. Формировать умение
выполнять параллельное плетение. Развивать глазомер, мелкую моторику
пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию
внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный
запас, побуждать к проговариванию своих действий. Воспитывать любовь к
празднику, создать радостное настроение.Формировать умение работать со
схемой, предложенной взрослым.
Блок №24. Ранняя весна. День 8 марта.
«Цветок для мамы»
Задачи: Закреплять знания о празднике «8 марта». Развивать глазомер, мелкую
моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию
внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный
запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию
выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к
близким. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №25. Профессии.
«Строим домик»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №26. Музыкальные инструменты.
«Гитара»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
45

умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать
умение работать со схемой.
Блок №27. Мой город. Мой край.
«Флаг Свердловской области»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №28. Неделя здоровья.
«Мой весёлый звонкий мяч»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Блок №29. Космос.
«Ракета»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №30. Продукты питания.
«Леденец - палочка»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №31. Школа. Школьные принадлежности.
«Карандаш»
46

Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №32. Праздник мая.
«Шарик»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №33. Растения.
«Ромашка»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.
Блок №34. Насекомые.
«Бабочка – красавица и весёлая стрекоза»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №35. Педагогический мониторинг.

47

5.2. Содержание программы Второго года обучения
Блок №1. По сказке «Колобок».
«Колобок»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №2. По сказке «Репка».
«Репка, кошка, мышка»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги. Формировать умение работать со схемой,
предложенной взрослым.
Блок №3. По сказке «Вершки и корешки».
«Колосок»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями. Формировать умение работать со схемой,
предложенной взрослым.

48

Блок №4. По сказке «Кот и лиса»
«Кот»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями.
Блок №5. По сказке «Маша и медведь»
«Бочонок с мёдом»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №6. По сказке «Петушок золотой петушок»
«Петушок»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой петельное плетение.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги. Формировать умение работать со схемой,
предложенной взрослым.
Блок №7. По сказке «Зайкина избушка».

49

«Зайка»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой петельное плетение.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги. Формировать умение работать со схемой,
предложенной взрослым
Блок №8. По сказке «Два мороза»
«Снежинка»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями
Блок №9. По сказке «Теремок»
«Лягушка»
Задачи: Закрепить знание сказки «Волк и семеро козлят». Продолжать
знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер,
мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать
развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять
словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать
умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями
из бумаги.
Блок №10. По сказке «Зимовье зверей».

50

«Желудь»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой петельное плетение.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги. Формировать умение работать со схемой,
предложенной взрослым.
Блок №11. По сказке «Кот, петух, и лиса»
«Лиса»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями.
Блок №12. По сказке «Золотая рыбка»
«Золотая рыбка»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой петельное плетение. Развивать
глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей,
расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.
Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее
деталями из бумаги.
Блок №13. По сказке «Волк и семеро козлят»
«Тюльпан для мамы»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой петельное плетение.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
51

умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги. Формировать умение работать со схемой,
предложенной взрослым.
Блок №14. По сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».
«Лапоть»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и
умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №15. По сказке «Курочка ряба»
«Золотое яичко»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №16. По сказке «Три медведя»
«Стульчик»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой петельное плетение. Развивать
глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей,
расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.
Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее

52

деталями из бумаги. Формировать умение работать со схемой, предложенной
взрослым.
Блок №17. По сказке «Лисичка со скалочкой»
«Скалочка»
Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки
и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать
речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих
действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и
дополнять ее деталями из бумаги.
Блок №18. По сказке «Лиса и журавль»
«Журавль»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой петельное плетение. Развивать
глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей,
расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.
Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее
деталями из бумаги. Формировать умение работать со схемой, предложенной
взрослым.
Блок №18. Педагогический мониторинг.

53

6. Планируемые результаты
Главным ожидаемым результатом обучения по программе, должно стать
развитие у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству. При этом у
воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:
К концу первого года дети будут уметь:
 пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;


умело сочетать материалы для реализации творческого замысла;

 передавать пространственное положение объектов;
 составлять композицию на заданную тему из бисера;
 использовать в своих работах приемы низания на проволоку:
параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др,
 работать в соответствии с инструкцией взрослого
 организовывать свое рабочее место.
К концу второго года дети будут уметь:
использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное
плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др;
использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении
работ.
Будут знать правила техники безопасности, требования к организации рабочего
места.
Будут развиты:
- образное мышление при создании ярких и выразительных образов;
- воображение творческая активность;
- умение анализировать и давать оценку;
- самостоятельность в создании новых образов;
Будут обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление;
54

- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение
традиций своего народа;
7. Формы оценки планируемых результатов
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов
освоения программы проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Для определения результатов освоения программы на каждом этапе
проводиться промежуточный контроль – выставка, педагогическое наблюдение,
Фотоотчет по проведённым занятиям и итоговый контроль – открытые занятия,
опрос родителей.
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения
предусмотрены следующие мероприятия:
-проведение открытых компонентов непосредственно образовательной
деятельности для родителей;
-проведение праздников;
-мастер – классы.
Цель проведения диагностики (констатирующего эксперимента):
Выявить уровень сформированности навыков необходимых в техниках
бисероплетения.
Проведение диагностики.
С детьми проводится естественный педагогический эксперимент. В
отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с
детьми. На столе свободно размещаются необходимые материалы для
бисероплетения. Дети приглашаются индивидуально, рассматривают
материалы и инструменты. В непринуждённой игровой форме ребёнку
предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая

55

ориентировка ребёнка), и выбрать, в какой технике бисероплетения он бы хотел
осуществить свой замысел.
По ходу эксперимента фиксируется: выбор ребёнка, внешние проявления
реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов
деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие
художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской деятельности используется
система показателей:
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в
непосредственной деятельности:
- искренность, непосредственность;
- увлечённость;
- интерес;
- творческое воображение;
- характер вхождения в образ;
- специфические способности;
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
- применение известного в новых условиях;
- самостоятельность в нахождении нужной техники для создания образа;
- нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;
- создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
3. Характеристика качества продукции:
- нахождение средств для создания образа;
- проявление инициативы в создании характера образа.
Подведение итогов реализации программы проходит в форме:
персональных выставок обучающихся, итоговая выставка работ учащихся,
участие в районных и городских творческих конкурсах.

56

8. Мониторинг
№

1

Параметры

результат
низкий

средни

высоки

(0

й

й

баллов)

(1

(2

балл)

балла)

Создает и реализует замыслы,
изображает разнообразные объекты,
сюжетные композиции

2

Отбирает изобразительные и
выразительные средства в
соответствии с создаваемым образом

3

Правильно использует
формообразующие движения
(нанизывания на леску)

4

Владеет техникой паралельного
плетения

5

Владеет техникой петельного
плетения

6

Умение пользоваться техническими
средствами

7

Степень сформированности навыков
самообслуживания (поготовка и
уборка рабочего места)

8

Умение доводить начатую работу до
конца

9

Владеет умением коллективного

57

выполнения творческих работ
10

Умеет дать оценку результату своей
деятельности и своих товарищей

11

В процессе
бисероплетенияиспытывает яркие
положительные эмоции

12

Стремится создавать оригинальные
выразительные образы

Оценочная шкала
Итоговый балл

Описание

Цвет

20-24

Высокий

синий

10 - 20

Средний уровень

зелёный

0-9

Низкий уровень

красный

58

9. Организационно – педагогические условия
9.1. Методическое обеспечение программы
Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему
содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим
возможностям воспитанников.
Для успешного освоения программы используются объяснительно –
иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, исследовательские
методы обучения.
Основными видами деятельности являются:
 информационно-рецептивная
репродуктивная
 творческая
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает
освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими
умениями и навыками через выполнение заданий по образцу, наблюдение за
работой педагога. Эта деятельность способствует развитию усидчивости,
аккуратности и сенсомоторики учащихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти
самостоятельную художественную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность освоить
различные техники бисероплетение и проявить свои творческие способности.
Методы и приёмы обучения:
- наглядные
- словесные
- практические
59

- проблемно- поисковые.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют
совместные обсуждения этапов выполнения заданий, а также поощрение,
создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ,
конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников
выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их
выполнения ( индивидуальная, групповая, коллективная), материалов.
Дидактическое обеспечение курса.
Для наглядности и доступности изучаемого материала используются
наглядные пособия следующих видов:
объёмный (макеты, муляжи растений и их плодов, животных, птиц и
насекомых)
- картинно – динамический (картины, иллюстрации, репродукции,
альбомы, слайды и фотоматериалы);
- звуковой (аудиозаписи);
- смешанный (видеозаписи, кинофильмы, презентации);
- тематические подборки материалов по блокам программы;
- дидактические и наглядные материалы (раздаточный материал,
практические задания, )

60

9.2 Материально-техническое обеспечение программы
Помещение, где проводятся занятия, мебель соответствуют санитарным
требованиям и возрастным особенностям детей.
материалы
1

Бумага для рисования: ватман

количество
1000листов
1 пачки

2

Фломастеры

2 коробок

3

Цветная бумага

5наборов

4

Цветной картон

5наборов

5

Белый картон

10наборов

6

Крупный бисер

7

Мелкий бисер

8

Бусины

9

Проволока

10 Леска
11 Нитки
инструменты

количество

12 Пластиковые контейнеры

15шт.

13 Пластиковые подложки для раздаточного материала

10шт.

14 Ножницы детские

13шт.

Ножницы для левшей
15 Дыроколы фигурные

3шт.
5шт.

Техническое обеспечение
16 Интерактивная доска

1

17 Проектор и проекционный экран

1

18 Ноутбук

1

19 Магнитофон

1

61

Наглядные пособия
20 Муляжи растений и плодов, животных, птиц, насекомых

5
наборов

21 Природный материал
22 Иллюстрации, репродукции, альбом
23

Аудио- и видеозаписи

24 Дидактические игры
25 Раздаточный материал

62

10. Список литературы:
1. Аксенова, М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями
речи. [Текст]/ М. Аксенова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. -С.62.
2. Баренцова, Н. Готовим руку к письму. [Текст]/ Н. Баренцова
//Дошкольное воспитание. -2006. -№2 -С. 89.
3. Безруких, М.М. Тренируем пальчики. [Текст]/ М.М. Безруких. – М.:
Дрофа, 2000. – 183 с.
4. Белая, А.Е. Пальчиковые игры. [Текст]/ А.Е. Белая - М.: Астрель, 2001.
– 112 с.
Богатеева, 3. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием.
[Текст]/ 3. Богатеева //Дошкольное воспитание. - 2007 -№8. -С. 49-53.
6. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
7. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать. [Текст]/ С.Е. Гаврина– Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 200с.
8. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера.
Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
9. Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе [Текст]/
Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер, 2004. – 168 с.
10. Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков. [Текст]/ Е.М. Косинова. М.: Олма-Пресс, 2001. – 243 с.
11. Комплексная диагностика дошкольников [Текст]/ сост. Н.И. Гуткина,
Р.А. Кирьянова. СПб.: Конвенция, 2008, - 368 с.
12. Лукашина, М.М. Готовим руку к письму. [Текст]/ М.М. Лукашина -М.:
Карапуз, 2007. – 284 с.
13. Новиков, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе. [Текст]/ Г.
Новиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. -С.95 – 100.
Павлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л. Павлова //
Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. –С. 27-29.
63


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».