Содержание:
1. Пояснительная записка
1.1. Принципы построения программы
1.2. Объем программы
2. Календарный учебный график
3. Модули программы и её содержание
3.1. Первый год обучения
4. Планируемые результаты
2
3
4
4
4
6
6
8
1. Пояснительная записка
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий.
Каждое из них отвечает за разные функции. Левое – за логическое мышление,
анализ, способности к математике, речь. Правое – за умение планировать,
образное мышление, креативность, восприятие информации на слух, для
правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Данная программа по развитию познавательной активности и
практических способностей ребенка разработана на основе системы,
разработанной Полом Деннисоном и направлена на активизацию работы
обоих полушарий мозга дошкольников в условиях детского сада. Всем
известно, что дети дошкольного возраста учатся через игру. Веселые
подвижные игры, игры на развитие мелкой и крупной моторики, гимнастика
для глаз и дыхания влияют на структуру мышления и стимулируют
интеллектуальные способности детей. В основе работы лежит комплекс из
упражнений, которые способствуют усвоению новых движений и сенсорных
навыков в соответствии с индивидуальными потребностями, содействуют
развитию гибкости, бинокулярности и зрительно-моторной координации, что
позволяет детям добиваться успехов в учебе, а также преуспевать и творить в
условиях современной жизни.
Цели:
развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации
познавательной активности.
Задачи:
Развитие мелкой и крупной моторики;
Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
Развитие речи;
Развитие самоконтроля и произвольности в поведении;
Создание
положительного
эмоционального
настроя,
снятие
эмоционального напряжения.
При организации занятий с детьми дошкольного возраста необходимо
учитывать следующие условия:
- доступность содержания обучения возрасту детей;
- регулярность проведения занятий;
- поощрение детей на занятии.
В основу обучения положена игровая деятельность, что соответствует
возрастным особенностям детей. Основными методическими приемами,
используемыми на занятиях, являются:
Дыхательные упражнения
Упражнения для глаз
Кинезиологические упражнения
Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики
Массаж
Упражнения на релаксацию
Логоритмические упражнени
3
1.1 Принципы построения программы
1. Принцип игровой основы обучения, отвечающий за создание прочной
мотивации у детей к обучению.
2. Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку
3. Принцип поэтапности «погружения» в программу - это самый
ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных
особенностей ребенка.
4. Принцип доступности и посильности;
5. Принцип наглядности;
1.2 Объём программы.
Срок реализации программы 1 год.
Образовательный процесс разделён на два модуля:
Первый модуль - первый год обучения;
Срок обучения на каждом этапе - 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц.
В соответствии с СанПин занятия по программе имеют продолжительность:
- младшая группа (3-4 лет) - 15 минут
Форма организации занятий: кружковая.
2. Календарный учебный график.
Календарный учебный график разработан в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования. Утверждённым приказом МИНОБРНАУКИ России №1155 от
17.10.2013 «Об утверждении федерального образовательного стандарта
дошкольного образования», а также нормативными документами:
- с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» «273-ФЗ от 29 декабря
2012г.;
- с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года
№1008 «об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений» от 30 июня 2013 г.
- с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000
№65/23-16 « О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организационных формах обучения»;
- с Уставом МАДОУ детский сад № 564 «Филипок».
4
Структурной особенностью Программы является тематическое
планирование, основанное на увлекательных сюжетах, включающих в себя
совокупность подсюжетов. Сюжеты разработаны с учетом возрастных
особенностей детей дошкольного возраста, их интересов и увлечений.
Программа имеет концентрический принцип построения. Каждая новая
ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на
новом уровне сложности.
3. Модули программы и её содержание
3.1 Первый год обучения
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
№ занятия
Тема
Анкетирование родителей, сбор информации
1
Ориентировка в пространстве/развитие мелкой
моторики
2
Ориентировка в пространстве/развитие мелкой
моторики
3
Координация и внимание/развитие крупной моторики
4
Развитие крупной моторики/развитие мелкой моторики
5
Развитие крупной моторики/развитие
артикуляционного аппарата
6
Развитие мелкой моторики/развитие
артикуляционного аппарата
7
Развитие мелкой моторики/развитие дыхания
8
Развитие артикуляционного аппарата/мимическая
гимнастика
1
Развитие дыхания/развитие артикуляционного
аппарата
2
Развитие дыхания/развитие крупной моторики
3
Развитие мелкой моторики/развитие
артикуляционного аппарата
4
Развитие крупной моторики/дыхательные упражнения
5
Регуляция мышечного тонуса/игры на внимание
6
Развитие внимания/развитие мелкой моторики
7
Развитие мелкой моторики/развитие
артикуляционного аппарата
8
Ориентировка в пространстве/развитие мелкой
моторики
5
Декабрь
1
2
3
4
5
6
Январь
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Февраль
1
2
3
4
5
6
Март
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие артикуляционного аппарата/дыхательные
упражнения
Развитие артикуляционного аппарата/развитие речи
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие артикуляционного аппарата/дыхательные
упражнения
Игры на внимание/упражнения на релаксацию
Развитие мелкой моторики/дыхательные упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие координации движений и крупной моторики
Развитие координации движений и крупной моторики
Развитие крупной моторики/глазодвигательные
упражнения
Развитие мелкой моторики/дыхательные упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие артикуляционного аппарата/дыхательные
упражнения
Развитие мелкой моторики/ упражнения на
релаксацию
Развитие артикуляционного аппарата/дыхательные
упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие артикуляционного аппарата/дыхательные
упражнения
Развитие мелкой моторики и интонации
Развитие крупной моторики/артикуляционного
аппарата
Развитие мелкой моторики и артикуляционного
аппарата
Развитие чувства ритма и координации движения рук
Развитие координации и массаж рук
Развитие внимания и координации движений
Развитие мелкой моторики/ интонации
Развитие мелкой моторики и коммуникативных
навыков
Развитие крупной моторики/ мимические упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие мелкой моторики/дыхательные упражнения
Игры на развитие координации и взаимодействия рук
Развитие мелкой моторики и слухового внимания
6
Апрель
1
2
3
4
5
6
7
Май
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Развитие крупной моторики и координации рук
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие мелкой моторики/дыхательные упражнения
Развитие крупной моторики/упражнения на
релаксацию
Развитие крупной моторики/упражнения на растяжку
Развитие артикуляционного аппарата/интонационного
дыхания
Развитие мелкой моторики/глазодвигательные
упражнения
Развитие координации движений/массаж конечностей
Развитие мелкой моторики/точечный массаж
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие артикуляционного аппарата/дыхательные
упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики
Игры на развитие координации и взаимодействия рук
Развитие мелкой моторики и коммуникативных
навыков
Развитие чувства ритма и координации движения рук
Повторение и закрепление
4. Планируемые результаты
В результате реализации данной программы у детей:
появляется уверенность в себе;
повышается уровень интеллектуального развития, улучшаются все
мыслительные процессы: память, внимание, воображение, речь и т.д.;
они лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный
материал;
улучшается концентрация и скорость переключения с одного вида
деятельности на другой;
улучшается сенсомоторный контроль;
развивается произвольное и непроизвольное внимание;
развивается зрительно-моторная координация;
7