Содержание
1. Пояснительная записка ......................................................стр.3
1.1. Принципы построения программы……………………..стр.5
1.2. Объём программы………………………………………..стр.6
1.3. Характеристика модулей программы…………………..стр.7
2. Календарный учебный график……………………………стр.8
3. Учебный план………………………………………………стр.8
4. Модули программы
4.1. Рабочая программа Первого года обучения……….…...стр.9
4.2. Рабочая программа Второго года обучения……………стр.10
5. Содержание программы
5.1. Содержание программы Первого года обучения………стр.10
5.2. Содержание программы Второго года обучения………стр.11
6. Планируемые результаты…………………………………стр.11
7. Организационно-педагогические условия
7.1. Методические материалы…………………….………….стр.12
7.2. Материально-техническое обеспечение………………...стр.12
8. Список литературы…………………………………………стр.13
2
1. Пояснительная записка
«Чтение-это окошко, через которое дети видят и
познают мир и самих себя»
В. Сухомлинский
Старший дошкольный возраст – это новый этап в жизни ребенка. В этом
возрасте
начинается
быстрое
развитие
и
перестройка
всех
физиологических систем организма малыша (опорно-двигательной,
нервной, сердечно-сосудистой и т. д.). Старший дошкольный возраст
играет важную роль в психическом и психологическом развитии ребенка.
В период с 5-7 лет ребёнок способен запоминать больше информации, так
как увеличивается уровень концентрации внимания, становится более
усидчивым и активным на занятиях, его речь более выразительна и
наполнена, а словарный запас отличается количественными и
качественными изменениями. Личность ребенка тоже меняется. Он уже
способен осознанно контролировать свое поведение в зависимости от
ситуации, понимает свое место в обществе. Формируется, и самооценка
ребенка. Он способен оценить свои действия, понимая при этом
правильность своего решения, у ребенка развивается чувство вины и
гордости. Дети начинают проявлять живой интерес ко всему, что
находится вокруг, в особенности к другим людям, отличиям людей друг от
друга. Главное место в развитии занимает социализация, а именно поиск
своего места в обществе, формирование предпосылок «Я – концепции». В
старшем дошкольном возрасте у ребенка достаточно жизненного опыта
для развитой и бурной фантазии и воображения. Активно развиваются
способности к творчеству в разных видах деятельности. Знакомиться с
художественной литературой дети начинают с самого раннего возраста.
Интерес к книгам просыпается у ребенка при первом же прочтении
произведений взрослыми. Ребенку вначале интересно лишь перелистывать
страницы, рассматривать иллюстрации, а самое главное слушать
взрослого, его эмоции и интонацию. С появлением же умения читать,
ребенок открывает для себя весь смысл книги, а именно: обучать,
воспитывать, развлекать, увлекать. Художественная литература в
символической форме раскрывает перед детьми весь смысл человеческих
отношений друг с другом, с окружающим миром, природой и ее
обитателями; весь спектр эмоций, которые может чувствовать человек.
Детская художественная литература - это средство умственного,
нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт Ирина Токмакова
называет
детскую
литературу
«первоосновой
воспитания».
Художественная литература формирует личность дошкольника, его
нравственность,
эстетические
чувства,
внимание,
интеллект,
эмоциональность, коммуникативность. Проблема ознакомления детей
старшего дошкольного возраста с художественной литературой берет свое
начало в забвении самой книги. С развитием различных современных
технологий таких как: смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры
3
книга перестает быть важным предметом не только в жизни детей
дошкольного возраста, но и их родителей. Еще не так давно, книга
считалась лучшим подарком для ребенка, сейчас ее место заняли техника,
и всевозможные гаджеты. Проблема также кроется и в родителях, а точнее
в недостатке внимания, по отношению к своим детям. Они думают, что
лучше увлечь детей компьютерными играми и телевизором. Традиция
чтения на ночь уходит в небытие. Художественная литература является
универсальным средством развития и воспитания детей дошкольного
возраста, так как этот возраст характеризуется потребностью в различных
формах познания окружающего мира. Любой ребенок является читателем,
даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является
актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны
направлять детей в этой деятельности, поэтому необходима повседневная
работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой, причем
эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в
нестандартной.
Цель дополнительной образовательной программы литературного
развития дошкольников «Читательский дневник»:
формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного
возраста через знакомство с литературными произведениями.
Задачи программы
Образовательные:
1. Расширение круга читательских интересов дошкольников.
2. Формирование у дошкольников представлений о видовых особенностях
фольклорных и литературных произведений.
3. Формирование навыка чтения.
4. Формирование умения слушать, понимать и воспринимать речь педагога
при чтении произведений.
Развивающие:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на литературные произведения
для детей.
2. Развитие творческих способностей, мышления, воображения при
постоянном общении с книгой в ролевых играх, театрализации, пересказе
произведений, выразительном чтении стихов.
3. Активизация и обогащение словарного запаса дошкольников.
4. Повышение культуры речевого общения.
Воспитательные:
1. Воспитание любви и бережного отношения к книге.
2. Сотрудничество с родителями в приобретении опыта партнерской
деятельности по поддержке интереса к чтению.
3. Обогащение духовно-нравственного опыта дошкольников.
4
4. Воспитание гордости за литературное наследие своей страны.
1.1. Принципы построения программы
Дополнительная образовательная программа литературного развития
дошкольников «Читательский дневник» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
4.Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
5.Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г.
№ 08-249.
6. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования».
В исследованиях известных психологов и педагогов таких как: Л.С.
Выготский, В.С. Кузин, Б.М. Теплов, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Е.А.
Игнатьев, А.В. Бакушинский и другие, подчеркивается необходимость
решения проблемы ознакомления дошкольников с художественной
литературой посредством принципов и различных форм обучения: игр,
занятий, театрализованной деятельности, продуктивной деятельности, и
т.п.
Принципы, реализуемые в программе
Дидактические принципы:
-принцип развивающего образования, целью которого является
всестороннее развитие ребенка;
-принцип научности (отбор литературных произведений с учетом их
художественных достоинств; использование научно обоснованных
методов работы с дошкольниками);
-принцип доступности (соответствие содержания литературного
произведения возможностям его восприятия дошкольниками);
-принцип учета возрастных и индивидуальных психологических
особенностей (разработка содержания, форм и методов организации
литературного развития, отбор литературных произведений для
5
ознакомления в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей);
-принцип систематичности (направленность процесса ознакомления с
книгой на развитие литературного вкуса, читательских предпочтений,
читательских и художественно-речевых умений);
-принцип непрерывности (обеспечение в литературном образовании
преемственных связей между детским садом и начальной школой с
позиций формирования готовности детей к дальнейшему успешному
обучению, саморазвитию);
-принцип
психологической
комфортности
(выстраивание
взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями на основе
доброжелательности, уважительного отношения и взаимопомощи).
Методические принципы:
-принцип взаимосвязи литературного, умственного, речевого и
эмоционального развития (формирование читательских и художественноречевых умений во взаимосвязи с развитием речи и мышления);
-принцип коммуникативно-деятельностной направленности (организация
процесса ознакомления с книгой как коммуникативной деятельности);
-принцип взаимосвязи литературного и речевого развития ребёнка
(активное освоение в процессе ознакомления с книгой лексического
богатства языка, формирование грамматически правильной речи, развитие
восприятия речи, развитие связной диалогической и монологической речи);
-принцип обогащения мотивации читательской и художественно-речевой
деятельности (создание положительной мотивации для развития
читательских и художественно-речевых умений);
-принцип интеграции образовательных областей и видов детской
деятельности (решение образовательных задач во всех видах детской
деятельности, во всех формах взаимодействия детей и взрослых на основе
интеграции образовательных областей);
-комплексно-тематический принцип (тематическое планирование на
основе выделения ведущей темы недели, месяца);
-принцип сотрудничества с семьей (включение родителей как социальных
партнеров в образовательный процесс путем привлечения к участию в
проектной, театральной и других видах деятельности);
-принцип цикличности (построение содержания программы с постепенным
усложнением и расширением образовательных задач от возраста к
возрасту).
1.2. Объём программы
Срок реализации программы 2 года (2 этапа)
Срок обучения на каждом этапе
2 занятия в неделю,
8 занятий в месяц.
64 часа,
6
8 месяцев,
В соответствии с СанПин занятия по программе имеют
продолжительность:
старшая группа (5-6 лет) – 25 минут
подготовительная группа (6-7) - 30 минут
Форма организации занятий: кружковая.
1.3. Характеристика модулей программы
Программа состоит из двух модулей:
Первый модуль - первый год обучения;
Второй модуль - второй год обучения, которые имеют свои цели и задачи,
при этом объединены общей структурой. Структурной особенностью
программы является помесячное календарно-тематическое планирование
занятий. Логическим завершением каждого месяца программы является
итоговое занятие, которое проводится в форме литературной викторины,
игровой, театрализованной или продуктивной деятельности.
На
занятиях
используются
следующие
методы
организации
педагогической деятельности:
• наглядные (демонстрация наглядных пособий);
• практические (заучивание стихотворений, пересказ, ответы на вопросы);
• игровые (игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры);
•словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественных
произведений). Стоит отметить, что такие педагоги и ученые как Л.М.
Гурович, И.Л. Гусарова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко предлагают
решение проблемы ознакомления дошкольников с художественной
литературой различными способами. Так, Л.М. Гурович, в основу своей
концептуальной теории ознакомления с художественной литературой,
предлагает методологический подход. Он выделяет следующие методы:
1. читать вслух детям с самого раннего возраста;
2. оставлять печатные издания везде, где ребенок сможет их достать;
3. прививать любовь к книге на примере взрослого;
4. не заставлять читать против воли ребенка;
5. собирать домашнюю библиотеку;
6. слушать с интересом чтение самого ребенка;
7. читать друг другу по очереди;
8. читать ребенку на ночь.
Также им выделены следующие обучающие приемы по привитию интереса
к книге у детей дошкольного возраста, которые можно применять и в
семейном и общественном воспитании:
1. чтение с глубокой интонацией и эмоциональностью;
2.постановка вопросов, которые активизируют воображение дошкольника;
3. рассматривание и описание иллюстраций в книге с ребенком.
Художественное слово помогает дошкольнику постичь все краски русского
языка, обучает эстетическому восприятию окружающего мира.
7
Художественная литература способствует всестороннему развитию детей
дошкольного возраста при следующих психолого-педагогических
условиях:
1. Правильного подбора литературных произведений, в соответствии с
возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Целенаправленного использования детской литературы в разных видах
деятельности детей.
3. Взаимосвязанной работы родителей, детей и педагогов по данному
направлению, через организацию субъектного взаимодействия.
Все эти методы находят своё отражение в модулях дополнительной
образовательной программы литературного развития дошкольников
«Читательский дневник» и в её приоритетном направлении: создании
комфортной среды для общения детей, развитие интеллектуальных
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализацию.
2. Календарный учебный график
Содержание
Возрастная группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Количество возрастных групп 1
в каждой параллели
1
Количество занятий в неделю
2
2
Продолжительность занятий по 25
времени
30
Объём недельной нагрузки по 50
времени
60
Количество занятий в месяц
8
8
Объём месячной нагрузки по 3ч 40м
времени
Временной режим работы
С 15.00 до 18.00
8
4ч
3. Учебный план
Наименование
модулей
Количество занятий
Неделя
Месяц
Год
Первый год обучения
2
8
64
Второй год обучения
2
8
64
4. Модули программы
4.1. Рабочая программа Первого года обучения
Предназначение книги - сохранять знания, накопленные веками, и
передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен
стремительный прогресс человечества в последние столетия в области
науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее
накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со
всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам
двигаться вперед, на основе открытий того, что уже кому-то известно.
Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами
прошлых столетий.
Дошкольный возраст - важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а
книга - мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить
плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих
возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.
Литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимопониманий. Дети любят слушать народные
сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии,
яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют
ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное
воздействие.
При
реализации
дополнительной
образовательной
программы
литературного развития дошкольников «Читательский дневник» в первый
год обучения решаются следующие задачи:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать
способность к целостному восприятию произведений разных жанров,
обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную
отзывчивость на него.
2. Формировать первоначальные представления об особенностях
художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их
специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах
образности в языке).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать
и чувствовать настроение произведения.
9
4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и
поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
5. Формировать способность элементарно анализировать содержание и
форму произведения. Это выражается в умении определять основных
героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое
эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять
жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры
образности языка (определения, сравнения).
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, в первый
год обучения предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о
народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
4.2. Рабочая программа Второго года обучения
В разных возрастных периодах задачи по восприятию художественного
произведения имеют свои особенности, постепенно усложняются в связи с
тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений
повышается, у детей развивается поэтический слух. На основе возрастных
особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) можно
выделить следующие задачи второго года обучения:
1. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание
(дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);
2. Формировать умение воспринимать литературное произведение
(переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в
книгах с фактами жизни);
3. Формировать умение элементарного анализа произведения (определять
основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);
4. Воспитывать правильное отношение к книге и чтению.
У детей формируется целостная картина мира, в том числе первичные
ценностные представления, развивается литературная речь, дети
приобщаются к словесному искусству, в том числе происходит
динамичное развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно,
отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя
инициативу и самостоятельность.
5. Содержание программы
5.1. Содержание программы Первого года обучения
Месяц/
Форма проведения
1.
Октябрь - Май
Путешествие в мир
литературы
Тема занятия
Волшебный мир литературы.
10
2.
3.
Знакомство с
автором
Знакомство с
произведениями
Продуктивная
деятельность
4.
Интегрированное
мероприятие
5.
Литературная
викторина
6.
7.
Театрализация
Итоговое занятие
М.М. Пришвин, В.В. Бианки, С.Я.
Маршак, С.Г. Козлов, А.А. Усачёв, В.А.
Осеева, Е.Н. Чарушин, С.В. Михалков,
Э.Н. Успенский, Русские народные сказки
«Осенний пейзаж», «Мышонок Пик»,
«Львёнок и черепаха», «Волшебная
иголочка», «Вежливые слова»,
«Животное», «На нашем дворе»,
«Домашнее или дикое животное», «Кто
где живёт», «Котёнок», «А что у вас?»,
Произведения Э. Успенского, Русская
народная сказка
«Осенний пейзаж», «Кошкин дом»,
«Весёлый счёт. От одного до десяти»,
«Волшебные слова», «На нашем дворе»,
«Кремлёвские звёзды», «Берегите книги»,
Произведения Пришвина и Бианки,
Произведения С. Козлова и
А. Усачёва,
«Кошкин дом», «Простоквашино»,
Литературный калейдоскоп
5.2. Содержание программы Второго года обучения
6. Планируемые результаты
У детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) предполагается
сформировать следующие умения:
- эмоционально относиться к героям произведения, откликаться на
описываемые события;
- выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;
- устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;
- не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;
- понимать скрытые мотивы поступков героев;
- выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его (строчками
из произведений);
- характеризовать нравственные качества персонажей;
- различать жанровые особенности стихотворных и прозаических
произведений;
- обращать внимание на язык произведения, авторские приемы
изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.);
- проявлять интерес к словесному творчеству на основе знакомых текстов,
театрально-игровой деятельности, самостоятельной театрализованной
игре, литературным играм, проектной деятельности.
11
В подготовительной группе (6-7 лет) дети начинают не только
осмысливать многие произведения на уровне установления связей между
внешними фактами, но и проникать в их внутренний смысл, в
эмоциональный подтекст. В связи с этим в данном возрасте у них должны
быть сформированы следующие умения:
- проникать в смысл произведения, понимать авторскую позицию;
- не только осмысливать действия героев, но и проникать в их внутренний
мир, видеть скрытые мотивы поступков;
- в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего
произведения, а не только его отдельные фрагменты;
- выделять композиционные особенности произведений;
- различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;
- понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;
- воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно
высокого уровня развития воссоздающего воображения;
- активно участвовать в проектной деятельности, литературных вечерах,
литературных гостиных, театрализованной деятельности по мотивам
литературных текстов;
- проявлять интерес к ознакомлению с научно-популярной литературой.
Таким образом, перечисленные умения отражают постепенно
возрастающие возможности детей при ознакомлении с фольклорными и
литературными произведениями. Перечисленные умения способствуют не
только литературному развитию детей, но и формированию у них интереса
к книге.
7. Организационно-педагогические условия
7.1. Методические материалы
1. Портреты писателей.
2. Литературный и иллюстративный материал.
3. Картотека дидактических, творческих, развивающих и подвижных игр,
игр - драматизаций и материалов.
4. Театр (настольный, пальчиковый, бибабо, кукольный, и т. д.)
5. Атрибуты и театральные костюмы.
6. Папки-скоросшиватели для творческих работ.
7.2. Материально-техническое обеспечение
1. Групповая комната для осуществления воспитательнообразовательного процесса в соответствии с СанПиН, ФОП ДО.
2. Техническое оснащение для деятельности в группе (ноутбук, проектор,
экран, аудиосистема).
3. Библиотека детской и познавательной литературы.
4. Картотека презентаций, видео- и аудиоматериалов.
12
8. Список литературы
1. М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко «Художественное чтение и
рассказывание в детском саду. Издание 3 , М., «Просвещение» 1970г.
2. Т.В. Большева « Учимся по сказке». - СПб., 2001.
3. Л. М. Гурович «Ребенок и книга: книга для воспитателей детского
сада» М. 1992.
4. М.М. Конина «Роль художественной литературы в нравственном и
эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» // Хрестоматия по
теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.
Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.
13