Дополнительная программа Всезнайки

Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………….
2. Ожидаемые результаты и способы определения результативности….
3. Содержание программы………………………………………………
3.1 Календарно-тематическое планирование……………………….
3.2 Методические рекомендации…………………………………….
Список литературы………………………………………………………….
Приложение 1

1.

Пояснительная записка.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди,
которые способны принимать нестандартные решения, умеющие
творчески мыслить.
Предлагаемая программа направлена на развитие памяти и
мышления в единстве с творческим воображением, создание предпосылок
формирования у детей системного видения мира. Структуру программы
составляет развитие восприятия, памяти, внимания, конвергентного и
дивергентного мышления. Необходим строго выверенный баланс в
использовании заданий, направленных на оба вида мышления. Только
такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого
(продуктивного) мышления. Данная программа помимо коррекции
интеллектуальных и творческих возможностей детей позволяет решить
еще две важные проблемы – диагностику и прогнозирование дальнейшего
развития ребенка. В итоге можно выявить одаренных и отстающих, а
также предсказать их для дальнейшей самореализации и формирования
личности интеллектуальное взросление на следующих возрастных
ступенях.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний
момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у детей
дошкольного возраста, необходимых ребенка.
Актуальность развития познавательных способностей у детей
дошкольного возраста продиктована современной действительностью.
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,
компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета.
Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших
сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы
они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем
потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать
информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить
неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования,
мы должны выпустить из детского сада человека любознательного,
активного, принимающего живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе, обладающего способностью решать

интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего
универсальными предпосылками учебной деятельности – умением
работать по правилу, по образцу. Роль логики при этом невозможно
переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих
программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что
логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы
школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не
пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо
готовить ребенка соответствующим образом.
Проблема.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это
природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.
Однако,
существуют
исследования
известных
психологов,
подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно
заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой
области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у
ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и
порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями
классификации. Известно, что мышление человека отличается, прежде
всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и
процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями.
Причём познание реальной действительности реализуется путём
образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как
исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у
ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление,
необходимо развивать именно его логические структуры.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у
детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание
начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы
чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта,
непосредственно воздействующих на наши органы чувств (примеряблоко).
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и
соответственно его воспринимать.

Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта,
непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление– чувственный образ предмета, в данный момент нами
не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и
их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём
посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в
первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные
признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких
мыслительных операций:


Анализ–мысленное расчленение предметов на их составные части,
мысленное выделение необходимых признаков.



Синтез– мысленное соединение в единое целое частей предмета или
его признаков, полученных в процессе анализа.



Сравнение –мысленное установление сходства или различия
предметов по существенным или несущественным признакам.



Обобщение–мысленное объединение отдельных предметов в
каком-либо понятии на основании похожих существенных
признаков.



Классификация –распределение предметов по группам, где каждая
группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

Данная программа построена по принципу максимального
использования ребёнком собственной познавательной активности и
последовательного введения программного материала (от простого к
сложному). Организация обучения построена таким образом, что
позволяет

•обеспечивать
познавательный
произвольного внимания;

интерес

и

устойчивость

• участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку;
• использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к
детям;
• детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд.
Календарный учебный график разработан в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023, 01.01.2024,
01.03.2024, 01.09.2024).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020
г., регистрационный № 61573);
СанПин 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021г. № 2 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.01.2021
г., регистрационный № 62296);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(Приказ Министертсва прсвещения Российской Федерации № 1028 от
25.11.2022 г.);
Устав МАДОУ детский сад № 564 «Филипок»
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные
и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям
охраны их жизни и здоровья.
Содержание календарного учебного графика включает в себя следующее:
- режим работы МАДОУ № 564 «Филипок»;
- продолжительность учебного года;
- количество недель в учебном году;
- продолжительность образовательной деятельности;
- максимальный объем образовательной нагрузки;

- сроки проведения педагогической диагностики;
- праздничные дни;
- работа МАДОУ в летний период;
Срок реализации программы 1 год.
Образовательный процесс разделён на два модуля:
Первый модуль - первый год обучения;
Срок обучения на каждом этапе - 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц.
В соответствии с СанПин занятия по программе имеют продолжительность:
- младшая группа (3-4 лет) - 15 минут
Форма организации занятий: кружковая.
Цель программы: создание условий для развития элементарных
приемов логического мышления как способов познавательной
деятельности у дошкольников.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать логическое мышление ребёнка - (умение сравнивать,
доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивное
мышление - (на геометрическом материале).
• Развивать память, внимание, творческое воображение.
Образовательные:
• Познакомить с количественными представлениями
• Познакомить с геометрическими фигурами, формой предметов,
размерами, цветом.
• Закрепить представление о величине.
•Познакомить с пространственными отношениями.
Воспитательные:
• Воспитать у детей интерес к занимательной математике,
формировать умение работы в коллективе.

Отличительные особенности: содержание курса предусматривает
усвоение детьми теоретических и практических знаний, умений и
навыков. Деятельность представляет систему занимательных игр,
которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими
фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и
пространстве. Игры способствуют формированию математического
мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают
настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
С помощью логических игр дети тренируют внимание, память,
восприятие.
Преимущество программы и в том, что дети постоянно находятся в
движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый
предмет, абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства.
Занятия проводятся в игровой форме. На занятиях используются
такие методы как:
 решение логических задач, ответы на поисковые вопросы,
 отгадывание загадок.
Данная программа составлена в соответствии с нормативноправовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и
формы организации педагогического процесса в ДОУ.

2. Ожидаемые
результаты
результативности.

и

способы

определения

Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас
математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать,
выполнять умственные операции.
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки,
поэтому к концу учебного года дети будут знать:
•отличительные признаки
треугольник, прямоугольник)

геометрических

фигур

(квадрат,

круг,

• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
будут уметь:
• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные
изображения по схемам и по замыслу;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации,
устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
•сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
•различать основные цвета и их оттенки
• устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
• ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под,
рядом, сбоку)
•составлять целое из частей.
• следовать инструкциям и работать по схемам
Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка я
использую диагностику личностного роста и продвижения, шкалу оценивания
результатов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы нужны для того, чтобы показать достоверность полученных
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа
своей деятельности.
Способы проверки: Для отслеживания результативности образовательного
процесса используются следующие виды контроля:
1. начальный контроль (октябрь);
2. итоговый контроль (май).

Методическое обеспечение программы:
Иллюстрации, картинки, наборы геометрических фигур, мягкие игрушки,
магнитная доска, куклы, мяч и другое.

3. Содержание программы.

3.1 Календарно-тематический план
Сроки
1-я

номер
1.

Тема

Содержание

Мониторинг

Выявить исходные

неделя

данные

октября
2.

Вводная

Выявить исходные
данные

2-я
неделя
октября

3.

Путешествие в
страну головоломок

Учить детей
координировать
движения пальцев,
познакомить с
простейшими
головоломками
(лабиринтами,
шнуровками,
постройками из кубиков
и т.д.), учить
анализировать образец и
выполнять задания по
образцу.

2-я
неделя
октября

4.

Путешествие в
страну головоломок

Учить детей координировать
движения пальцев,
познакомить с простейшими
головоломками
(лабиринтами, шнуровками,
постройками из кубиков и
т.д.), учить анализировать
образец и выполнять задания
по образцу.

3-я
неделя
октября

5.

Простая-сложная
картинка

3-я
неделя
октября

6.

Простая-сложная
картинка

Учить детей видеть
целый предмет и
выделять в нем части, а
также из нескольких
частей собирать целый
предмет.
Учить находить
недостающие части в
предмете.
Учить детей видеть
целый предмет и
выделять в нем части, а
также из нескольких
частей собирать целый
предмет.

1-я
неделя
октября

4-я
неделя
октября

7.

Геометрия форм

4-я
неделя
октября

8.

Геометрия форм

1-я
неделя
ноября

9.

Необыкновенный
мешочек

1-я
неделя
ноября

10.

Необыкновенный
мешочек

2-я
неделя
ноября

11.

Путешествие в
зоопарк

2-я
неделя
ноября

12.

Путешествие в
зоопарк

Учить находить
недостающие части в
предмете.
Познакомить детей с
основными
геометрическими
формами, обучать
сравнивать предметы по
форме, научить
выкладывать различные
формы из палочек,
развивать ориентировку
в пространстве.
Познакомить детей с
основными
геометрическими
формами, обучать
сравнивать предметы по
форме, научить
выкладывать различные
формы из палочек,
развивать ориентировку
в пространстве.
Учить детей описывать
предметы, правильно их
называть, уметь
определять предметы на
ощупь. Развивать
тактильные ощущения
Учить детей описывать
предметы, правильно их
называть, уметь
определять предметы на
ощупь. Развивать
тактильные ощущения
Учить детей приемам
сравнения,
классификации,
пониманию взаимосвязи
простейших явлений.
Познакомить с местом
обитания диких и
домашних животных.
Учить детей приемам
сравнения,
классификации,
пониманию взаимосвязи
простейших явлений.
Познакомить с местом
обитания диких и
домашних животных.

3-я
неделя
ноября

13.

А что же вдруг
изменилось?

3-я
неделя
ноября

14.

А что же вдруг
изменилось?

4-я
неделя
ноября

15.

Воздух, вода,
земля: Рыба, птица,
зверь

4-я
неделя
ноября

16.

Воздух, вода,
земля: Рыба, птица,
зверь

1-я
неделя
декабря

17.

Разноцветные
домики

1-я
неделя
декабря

18.

Разноцветные
домики

Учить детей приемам
сравнения, развивать у
них наблюдательность,
произвольную память.
Обучать анализировать
предложенные картинки,
находить общее и
отличия.
Учить детей приемам
сравнения, развивать у
них наблюдательность,
произвольную память.
Обучать анализировать
предложенные картинки,
находить общее и
отличия.
Учить детей приемам
сравнения,
классификации,
пониманию взаимосвязи
простейших явлений.
Познакомить с
обобщающими
категориями.
Учить детей приемам
сравнения,
классификации,
пониманию взаимосвязи
простейших явлений.
Познакомить с
обобщающими
категориями.
Познакомить детей с
основными цветами,
обучать сравнивать
предметы по цвету,
научить
конструированию
домиков из палочек и
кубиков по схемам.
Обучать приемам
анализа.
Познакомить детей с
основными цветами,
обучать сравнивать
предметы по цвету,
научить
конструированию
домиков из палочек и
кубиков по схемам.
Обучать приемам
анализа.

2-я
неделя
декабря

19.

2-я
неделя
декабря

20.

3-я
неделя
декабря

21.

3-я
неделя
декабря

22.

4-я
неделя
декабря

23.

4-я
неделя
декабря

24.

3-я
неделя
января

25.

3-я
неделя
января

26.

Проверь свою память

Проверь свою память

«Что такое лабиринт?»

«Что такое лабиринт?»

Мебель наше всё!

Мебель наше всё!

Календарь природы

Календарь природы

Учить детей находить
простые аналогии,
выполнять задания по
словесной инструкции.
Учить различать на слух
неречевые звуки.
Учить детей находить
простые аналогии,
выполнять задания по
словесной инструкции.
Учить различать на слух
неречевые звуки.
Познакомить детей с
лабиринтами. Обучать
ориентироваться в
пространстве. Учить
понимать простые
схемы и планы
местности.
Познакомить детей с
лабиринтами. Обучать
ориентироваться в
пространстве. Учить
понимать простые
схемы и планы
местности.
Обучать
ориентироваться в
пространстве. Учить
понимать простые
схемы и планы
местности, самим
составлять план
комнаты из картинок.
Обучать
ориентироваться в
пространстве. Учить
понимать простые
схемы и планы
местности, самим
составлять план
комнаты из картинок.
Учить детей наблюдать
за природой.
Познакомить с
основными
обозначениями погоды.
Учить читать схемы и
самим их составлять.
Учить детей наблюдать
за природой.
Познакомить с

4-я
неделя
января

27.

4-я
неделя
января

28.

1-я
неделя
февраля

29.

1-я
неделя
февраля

30.

2-я
неделя
февраля

31.

2-я
неделя
февраля

32.

3-я
неделя
февраля

33.

«Теремок»

«Теремок»

«Я-строитель»

«Я-строитель»

«Путаница/небылица?»

«Путаница/небылица?»

«Фантазёры»

основными
обозначениями погоды.
Учить читать схемы и
самим их составлять.
Учить детей соотносить
реальные предметы с их
схематичным
изображением. Учить
читать схемы и самим их
составлять.
Учить детей соотносить
реальные предметы с их
схематичным
изображением. Учить
читать схемы и самим их
составлять.
Учить детей выделять части в
предметах, находить
недостающие элементы.
Учить соотносить
плоскостной рисунок-схему с
объемной постройкой. Учить
ориентировке в пространстве.
Учить детей выделять части в
предметах, находить
недостающие элементы.
Учить соотносить
плоскостной рисунок-схему с
объемной постройкой. Учить
ориентировке в пространстве.
Учить выделять
основные качества
предмета. Познакомить с
«нелепицами». Обучать
находить ошибки
художника. Учить
анализировать картинки.
Учить выделять основные
качества предмета.
Познакомить с «нелепицами».
Обучать находить ошибки
художника. Учить
анализировать картинки.
Учить детей фантазировать,
добавляя отдельные
элементы к кляксам. Обучать
находить ошибки художника.
Учить анализировать
картинки.

3-я
неделя
февраля

34.

4-я
неделя
февраля

35.

4-я
неделя
февраля

36.

1-я
неделя
марта

37.

1-я
неделя
марта

38.

2-я
неделя
марта

39.

«Фантазёры»

«А, что получится,
если…»

«А, что получится,
если…»

«Выдумщики»

«Выдумщики»

«Я - сам»

Учить детей фантазировать,
добавляя отдельные
элементы к кляксам. Обучать
находить ошибки художника.
Учить анализировать
картинки.
Учить дорисовывать
рисунок
друга, добиваясь
законченного изображения.
Повторить основные формы,
учить различать предметы по
форме, пользоваться
приемами зрительного
наложения.
Учить дорисовывать
рисунок
друга, добиваясь
законченного изображения.
Повторить основные формы,
учить различать предметы по
форме, пользоваться
приемами зрительного
наложения.
Повторить основные формы,
учить различать предметы по
форме, пользоваться
приемами зрительного
наложения.
Учить создавать образы
на основе схемы.
Повторить основные формы,
учить различать предметы по
форме, пользоваться
приемами зрительного
наложения.
Учить создавать образы
на основе схемы.
Учить детей
координировать
движения пальцев,
познакомить с
простейшими
орнаментами, учить
анализировать образец и
выполнять задания по
образцу.

2-я
неделя
марта

40.

3-я
неделя
марта

41.

3-я
неделя
марта

42.

4-я
неделя
марта

43.

4-я
неделя
марта

44.

1-я
неделя
апреля

45.

«Я - сам»

«Ковёр для пупсика»

«Ковёр для пупсика»

«Магазин ковров»

«Магазин ковров»

Давай поразмышляем

Учить детей
координировать
движения пальцев,
познакомить с
простейшими
орнаментами, учить
анализировать образец и
выполнять задания по
образцу.
Учить точно выполнять
задание,
ориентироваться в
пространстве. Учить
выбирать из множества
предметов нужный,
уметь проанализировать
и объяснить свой выбор.
Учить точно выполнять
задание,
ориентироваться в
пространстве. Учить
выбирать из множества
предметов нужный,
уметь проанализировать
и объяснить свой выбор.
Учить находить
изображение по
описанию. Учить
проводить простые
аналогии, обобщать,
находить в нескольких
предметах что-то общее,
выделять лишний
предмет, уметь
объяснить свой выбор.
Учить находить
изображение по
описанию. Учить
проводить простые
аналогии, обобщать,
находить в нескольких
предметах что-то общее,
выделять лишний
предмет, уметь
объяснить свой выбор.
Учить представлять
предметы по их словесному
описанию. Тренироваться
самим называть основные
признаки предметов.

Познакомить с загадками.
1-я
неделя
апреля

46.

2-я
неделя
апреля

47.

2-я
неделя
апреля

48.

3-я
неделя
апреля

49.

3-я
неделя
апреля

50.

4-я
неделя
апреля

51.

4-я
неделя
апреля

52.

Давай поразмышляем

«А вокруг тишина…»

«А вокруг тишина…»

Закономерность

Закономерность

«Градостроитель»

«Градостроитель»

Учить представлять
предметы по их словесному
описанию. Тренироваться
самим называть основные
признаки предметов.
Познакомить с загадками.
Учить заучивать наизусть по
опорным картинкам.
Совершенствовать навыки
выразительного чтения.
Учить детей приемам
сравнения, развивать у них
наблюдательность,
произвольную память
Учить заучивать наизусть по
опорным картинкам.
Совершенствовать навыки
выразительного чтения.
Учить детей приемам
сравнения, развивать у них
наблюдательность,
произвольную память
Учить точно выполнять
задание,
ориентироваться в
пространстве. Учить
выбирать из множества
предметов нужный,
уметь проанализировать
и объяснить свой выбор.
Учить точно выполнять
задание,
ориентироваться в
пространстве. Учить
выбирать из множества
предметов нужный,
уметь проанализировать
и объяснить свой выбор.
Учить детей соотносить
реальные предметы с их
схематичным изображением.
Учить читать схемы и строить
по ним из кубиков, палочек,
конструктора.
Учить детей соотносить
реальные предметы с их
схематичным изображением.
Учить читать схемы и строить

по ним из кубиков, палочек,
конструктора.
Учить детей соотносить
реальные предметы с их
схематичным изображением.
Учить читать схемы и строить
по ним из кубиков, палочек,
конструктора.

1-я
неделя
мая

53.

1-я
неделя
мая

54.

2-я
неделя
мая

55.

2-я
неделя
мая

56.

Угадайка

Учить представлять
предметы по их
словесному описанию.
Тренироваться самим
называть основные
признаки предметов.
Познакомить с
загадками.

3-я
неделя
мая

57.

Закрепление

Учить представлять
предметы по их
словесному описанию.
Тренироваться самим
называть основные
признаки предметов.
Познакомить с
загадками
Выявить итоговые
данные

3-я
неделя
мая

58.

Закрепление

Учить представлять
предметы по их
словесному описанию.

«Градостроитель»

«Градостроитель»

Угадайка

Учить детей соотносить
реальные предметы с их
схематичным изображением.
Учить читать схемы и строить
по ним из кубиков, палочек,
конструктора.

Учить представлять
предметы по их
словесному
описанию.
Тренироваться
самим называть
основные признаки
предметов.
Познакомить с
загадками.

Тренироваться самим
называть основные
признаки предметов.
Познакомить с
загадками
Выявить итоговые
данные
4-я
неделя
мая

59.

Закрепление

Учить представлять
предметы по их
словесному описанию.
Тренироваться самим
называть основные
признаки предметов.
Познакомить с
загадками
Выявить итоговые
данные

60.

Закрепление

Учить представлять
предметы по их
словесному описанию.
Тренироваться самим
называть основные
признаки предметов.
Познакомить с
загадками
Выявить итоговые
данные

61.

Закрепление

Учить представлять
предметы по их
словесному описанию.
Тренироваться самим
называть основные
признаки предметов.
Познакомить с
загадками
Выявить итоговые
данные

62.

Закрепление

Учить представлять
предметы по их
словесному описанию.
Тренироваться самим
называть основные
признаки предметов.
Познакомить с
загадками
Выявить итоговые
данные

4-я
неделя
мая

63.

Закрепление

Учить представлять
предметы по их
словесному описанию.
Тренироваться самим
называть основные
признаки предметов.
Познакомить с
загадками
Выявить итоговые
данные

64.

Итоговое занятие

Отчет перед родителями

3.2 Методические рекомендации.
Формирование и развитие интеллектуальных способностей у
дошкольников - процесс длительный и сложный, требующий от педагога
большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая
работа
должна
вестись
систематически,
с
определенной
последовательностью, иметь психологическое сопровождение.
Способности - это свойства личности, базирующиеся на задатках,
развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком-либо виде
деятельности. Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это
не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого
нужны определенные условия, основными из которых являются:
Полноценное использование чувствительных (сенситивных) периодов
развития.
1.

Высокая познавательная активность.

2.

Демократичная система обучения и воспитания.

3.

Для развития способностей необходима деятельность.

4.

Пример взрослого.

5.

Адекватная самооценка.

6.

Ситуация успеха.

Занятия включают упражнения и игры, которые позволят научить
детей: описывать признаки предметов; воспроизводить внешний вид и
свойства предмета по памяти; узнавать предметы по заданным признакам;
воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

определять различные и одинаковые свойства предметов; сравнивать
предметы ; находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
закреплять навыки классификации предметов по форме, цвету, величине,
функции в практической жизни; судить о противоположных явлениях,
определять последовательность событий; видеть временные рамки своей
деятельности; ориентироваться в пространстве; обобщать; развивать
внимание и память ребенка; осваивать логическую операцию «сериации»;
овладевать такими логическими операциями, как анализ и синтез.
Планируя деятельность, следует учитывать степень сложности заданий,
уровень подготовленности детей, возрастные особенности.
Лучшие результаты развития восприятия у детей дошкольного возраста
получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются
эталоны, воздействующие на органы чувств. Именно с такими
материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать
воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными
эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при
восприятии цвета-спектральная гамма цветов. В дошкольном возрасте детей
знакомим с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и
ориентировочно - исследовательных движений рук. Практические действия
с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия,
внешнее восприятие предмета превращается в умственное.
Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста
узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять
существующие между ними связи и отношения.
Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень восприятия, тем
раньше формируется произвольное внимание. Для того чтобы ребенок
учился произвольно управлять своим вниманием, нужно создавать
ситуации, при которых, он как можно больше рассуждал бы вслух.
Постоянно называя вслух то, что он должен держать в сфере своего
внимания, ребенок будет в состоянии произвольно в течение довольно
длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах,
их отдельных деталях, свойствах. Объем внимания дошкольников невелик,
обычно сосредоточивание внимания колеблется от 12 до 20 секунд.
Нужно обратить особое внимание, что в возрасте 5-7 лет начинает
формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и
развивается память словесно - логическая, при воспоминании начинают
выделяться более существенные признаки предметов.
В работе над развитием мышления очень важна роль взрослого. Дети

сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить
полученные результаты. Поэтому взрослые должны доходчиво разъяснить
смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные
решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений. Очень
важными для развития мышления являются задания на исследование образапредставления. Нужно обучать детей расчленять представление на
отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие
предметы между собой и находить сходство и различия. К концу
дошкольного периода уже формируются элементы логического мышления,
которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать
логику рассуждений.

Список литературы
1. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией
Столяра А.А. Москва, 1991г.
2. Михайлова З.А.«Игровые задачи для дошкольников».
3. Никитин
Б.П.
«Ступеньки
игры» Носова Е.А.,

творчества

или

развивающие

4. Непомнящая Р.Л. «Логика для дошкольников» — пособие. Санкт –
Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
5. Просветов Г.И. «Измеряем и сравниваем» , Москва , 2013г.
6. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» — вопросы
психологии, №4, 1996г.
7. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта.
Генезис числа у ребёнка», Москва, 1996г.
8. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического
мышления»
9. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
10.Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
11.Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».

Приложение 1 Диагностический инструментарий
С целью выявления эффективности разработанной программы по
развитию
логического
мышления
разработана
соответствующая
диагностическая процедура.
В диагностического обследования выявлены следующие критерии

рассуждения

отрицание

умозаключения

обобщение

классификация

аналогии

смысловые
соотнесения

систематизация

анализ -синтез

сравнение

Фамилия

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1- начало уч. г. 2- конец уч. г.

Критерии оценок:
- высокий уровень
Задание выполнил в полном объеме
- выше среднего уровень
Выполнил 3 из 4-х предложенных заданий
- средний уровень
Выполнил 2 из 4-х предложенных заданий
- ниже среднего уровень
Выполнил 1 из 4-х предложенных заданий
- низкий уровень
Не справился с заданиями


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».