Учебный план 2023-2024

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 564 «Филипок» (далее – Учреждение) является
нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного
процесса в образовательном учреждении с учетом специфики ДОУ, учебнометодического, кадрового и материально – технического оснащения. Учебный план на
2023 – 2024 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам дошкольного образования»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от
17.10.2013 (далее – ФГОС ДО);
• Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ
Министерства Просвещения российской Федерации № 1028 от 25 ноября 2022г.)
• Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
• СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020 г.,
регистрационный № 61573);
• СанПин 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.01.2021 г.,
регистрационный № 62296);
• Уставом МАДОУ детский сад № 564 «Филипок»
Основными задачами плана являются:
•
реализация федерального государственного стандарта дошкольного
образования в условиях организации непосредственно образовательной деятельности
•
регулирование
объёма
образовательной
нагрузки
в
условиях
непосредственно образовательной деятельности;
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана:
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;

принцип научной обоснованности и практической применимости;

принцип соответствия критериям полноты, необходимости и
достаточности;

принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной
деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей
дошкольников, используя разные формы работы с детьми.


Программно-целевые основания:
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном
языке России.
Учебный план разработан с учётом:
•
основной образовательной программы МАДОУ детский сад № 564
«Филипок»
•
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
•
выбранных участниками образовательных отношений парциальных
программ.
Учебный план Учреждения соответствует Уставу, реализуемому учебнометодическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды
образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС
ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии
с утвержденным муниципальным заданием.
Учебный план Учреждения на 2023-2024 учебный год является нормативным
актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного
времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности
(далее НОД) при этом данное распределение не является жестко регламентированным
и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Занятия реализуется через организацию различных видов детской деятельности
(игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной,
изобразительной, музыкальной, трудовой, а также чтения художественной
литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов
работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от
контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач. При распределении деятельности по неделям рекомендуется
исходить из того, что каждая неделя месяца включает определенное количество
занятий различными видами деятельности. В первую половину дня планируется
продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность. Во второй половине
дня проводиться совместная деятельность взрослого с детьми, которая не требует от
ребенка волевой детерминации (игра – сюжетная и с правилами, слушание
художественных текстов, просмотр мультфильмов и др.).
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается
31 мая. Учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5
часовое пребывание воспитанников. В середине учебного года (январь) для детей

организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная
деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления.
В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники,
экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок.
Структура учебного плана
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и
частью, формируемой
участниками образовательных отношений. В структуре
учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных
отношений.
Выполнение
обязательной
части
основной
образовательной программы для детей дошкольного возраста составляет не менее 60
% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной
образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает:
•
вариативность образования;
•
отражает специфику Учреждения;
•
позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные
услуги,
учитывать
специфику
национально-культурных,
демографических,
климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с основной образовательной программой дошкольного
образования в обязательной части учебного плана определено время на
образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных
областей, с выделением видов образовательной деятельности.
В каждой образовательной области определены виды образовательной
деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации
поставленных задач в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные
единицы:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
 развитие игровой деятельности;
 развитие коммуникативных умений;
 формирование основ безопасности;
 приобщение к Труду;
 самообслуживание.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
 формирование целостной картины мира;
 развитие познавательно-исследовательской деятельности;
 формирование элементарных математических представлений;
 конструирование.
Образовательная область «Речевое развитие»:
 воспитание звуковой культуры речи;
 словарная работа;
 формирование грамматического строя речи;
 развитие связной речи;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

 художественная литература и фольклор;
 художественно-продуктивная деятельность;
 музыка.
Образовательная область «Физическое развитие»:
 сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
 приобщение к физической культуре.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социальнокоммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое
развитие" отражено в расписании НОД. Занятия как «условные часы» используются
как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной
части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме
этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС
наиболее характерные для каждого возраста детей.
Обязательная
часть
Плана
обеспечивает
выполнение
Федеральной
образовательной программы дошкольного образования.
Вариативная часть, обеспечивающая реализацию регионального компонента,
взята из программы О. А. Трофимовой, О. В. Толстиковой, Н. В. Дягилевой, О. В.
Закревской «Самоцвет». Образовательная программа дошкольного образования
«СамоЦвет»: дошкольный возраст; Министерство образования и молодежной
политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. –
438 с.
Особенности реализации учебного плана
В Учреждении функционирует 12 групп общеразвивающей направленности.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их
гармоническому развитию.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3 часов в
день согласно СанПиНу 1.2.3685 - 21. В Учреждении прогулку организуют 2 раза в
день: в первую половину – до обеда и во вторую половину перед уходом детей домой
с учетом погодных условий. Во время прогулки с детьми проводятся игры и
физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки, перед
возвращением детей в группы.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня в
дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики
утомления детей познавательная деятельность сочетается с физкультурной и
музыкальной.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине
дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в
старшей и подготовительной - 50 минут и 1,5 часа соответственно. Перерывы между
занятиями - не менее 10 минут.
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста:
от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
от 4 до 5 лет - не более 20 минут,
от 5 до 6 лет - не более 25 минут,

от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
В середине образовательной деятельности статического характера проводятся
физкультурные минутки, динамические паузы.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во
второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не
более 25 - 30 минут в день.
Чтение художественной литературы организуется ежедневно.
Домашние задания воспитанникам Учреждения не задают.
Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет
организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию
зависит от возраста детей и составляет: в младшей - 15мин., в средней группе - 20
мин., в старшей группе - 25 мин., в подготовительной - 30 мин.
Один раз в неделю для детей круглогодично организуются занятия по
физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при
отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям.
Музыкальное развитие осуществляется музыкальным руководителем;
физическое развитие - инструктором по физической культуре.
В Учреждении частично используется показ детских познавательных передач с
помощь телевизора или через мультимедиа проектор. Санитарные требования к
просмотру телепередач соблюдаются.
В летний период занятия не проводится. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и др.
При распределении деятельности по неделям учитывается, что каждая неделя
месяца включает определенное количество занятий различными видами
деятельности (продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская
деятельность, игры с правилами на физическую компетенцию, музыка).

Учебный план
образовательной деятельности на 2023-2024 учебный год
Образов
ательная
область

ПР

РР

Возрастная группа
вторая
средняя старшая
младшая
Обязательная часть Программы
РЭМП
1
1
1

Приоритетный вид детской
деятельности
Познавате
льноисследова
тельская

Ознакомление
окружающим
миром
Конструирование
Коммуник Подготовка
ативная
обучению
грамоте
Развитие речи

подготов
ительная

1

с
1

1

1

1

-

-

-

1

-

-

-

1

к

1
1
2
2
В течение дня в ходе образовательной
деятельности в режимных моментах

Восприятие художественной
литературы и фольклора
Изобразит Рисование, лепка,
2
2
2
2
ельная
аппликация
ХЭР
Художественный
1
1
труд
Музыкальная
ФР
Двигательная
3
3
3
3
количество в неделю
8
8
10
12
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Планируется в соответствии с заявленными парциальными программами, авторскими
проектами и системами работы
Художественно - эстетическое развитие
«Ладушки»
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская
деятельность

«СамоЦвет»

2

2

2

2

В течение дня в ходе образовательной
деятельности, в режимных моментах, чтение
художественной литературы, игровой д-ти,
продуктивные виды деятельности
2
2
2
2

Итого в части, формируемой участниками
образовательного процесса
10
10
12
14
Количество видов образовательной
деятельности
Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в
режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».