Система мониторинга МАДОУ 564

Екатеринбург, 2021

1

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых
результатов освоения основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования.
Педагогами ДОУ осуществляется педагогическая диагностика два
раза в учебном году (сентябрь, май), в соответствии с рекомендациями
авторов примерной основной образовательной программы дошкольного
образования «Детский сад 2100».
Объект
оценки
результатов
освоения
основной
общеобразовательной программы – образовательной программы
дошкольного образования (далее ООП ДО) – психологическая готовность к
школе, общие (универсальные) способности ребенка, качества личности.
Данные по обследованию детей 4-6 лет характеризуют результаты
освоения ООП ДО, и являться исходным ориентиром для построения
образовательной работы для:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей;
2) оптимизации работы с группой детей.
Диагностика результатов освоения ОП ДО детьми состоит из
педагогической и психологической составляющей.
Диагностическая схема:
 педагогическая часть диагностики состоит из диагностических
методик для детей, опросников для воспитателей, родителей, карт (схем)
наблюдения за ребенком для воспитателей;
 психологическая часть диагностики направлена на определение
психологической готовности детей к школьному обучению (проводится
психологом).
Формы мониторинга:
Педагогическая диагностика проводится воспитателями группы с
использованием диагностических заданий и наблюдения за поведением и
деятельностью воспитанников. Данные наблюдений заносятся в
электронную карту развития каждого ребёнка.

2

В случаи, когда благодаря педагогической диагностики выявляются дети,
которые характеризуются низкими показателями развития, проводится
психологическое обследование для выявления возможных причин трудностей
в освоении ОП ДО (выявление и изучение индивидуально-психологических
особенностей детей), которую проводит педагог-психолог, учитель-логопед.
Общие результаты психолого-педагогического мониторинга становятся
основой для совместной разработки педагогами наиболее оптимальных путей
образовательной работы с конкретным ребёнком (корректировки рабочей
программы).
Содержание мониторинга:
Выполнение задания оценивается с помощью программного
обеспечения СОНАТА-ДО - это программный инструмент для организации
мониторинговых исследований в дошкольных образовательных учреждениях:
сборки, хранения, обработки, систематизации и анализа данных об уровне
развития
детей.
Он состоит из следующих структурно взаимосвязанных блоков:
- Блок "Профили" предназначен для внесения данных о воспитанниках и
формирования
списков
групп.
- Блок "Интегративные качества" содержит структурированный
диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику
развития ребенка 2-6 лет. Предложены только общепринятые в психологопедагогической практике критерии оценки. Инструмент также позволяет
разрабатывать и использовать собственные методики оценки развития
ребенка. Для удобства все интегративные качества разбиты на составляющие
компоненты.
- Блок "Результаты" позволяет автоматически формировать диагностические
карты, ведомости и отчеты, делать количественный и качественный анализ
результатов педагогической деятельности, определять индивидуальную и
общегрупповую
тенденцию
развития
детей.
В качестве показателей личностных результатов психологической
готовности к школе рассматриваются:
 Доминирование познавательной мотивации над игровой.
 Наличие психологического новообразования «внутренняя позиция
школьника».
 Появление соподчинения мотивов поведения и деятельности.

3

В качестве показателей личностных результатов рассматриваются:
креативный; коммуникабельный; любознательный; самостоятельный;
волевой, чувствующий прекрасное; эмоционально отзывчивый; аккуратный;
инициативный; воспитанный; толерантный; осторожный; уверенный в себе;
чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность;
бережно относящийся ко всему живому; любящий и уважающий родителей
(близких людей); уважающий старших и помогающий слабым; обладающий
внутренней позицией школьника; сформировавшаяся в образовательном
процессе система ценностных отношений ребенка – к себе, к другим, к
деятельности, к миру ближайшего окружения (природному, социальному).
Процедура оценки результатов образования детей – критериальноориентированная психолого-педагогическая и медико-педагогическая
диагностика, которая дает сведения об уровне сформированности
универсальных способностей (старший дошкольный возраст), личностных
качеств ребенка и содержит общий вывод о степени его достижений в
познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественноэстетической, физической сферах развития (качественные составляющие
образованности).
Основной принцип оценивания результатов освоения детьми
основной общеобразовательной программы – образовательной программы
дошкольного образования - диагностика развития, т.е. обследование детей
(наблюдение за детьми).
Основа: базовый комплект методик для определения результатов
освоения ООП ДО на основе представлений, содержащихся в культурноисторической концепции развития психики о возрастных закономерностях
психического развития ребенка-дошкольника (с учетом положения о
преемственности обучения детей в дошкольном образовательном учреждении
и начальной школе).
Адресность:
1) педагоги, реализующие ООП ДО и ответственные за ее успешную
(эффективную) реализацию;
2) родители ребенка, осваивающего ООП ДО;
3) руководители;
4) учредительные органы;
5) государственные органы управления образованием Свердловской
области;
6) федеральные государственные органы управления образованием.
Обязательная часть
4

Медико-педагогическая диагностика как процедура оценки
результатов освоения основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования:
Физическое развитие
Параметры оценки:
 антропометрические показатели - рост, масса тела;
 физиометрические показатели - жизненная емкость легких и мышечная
сила, двигательная активность в течение дня;
 основные физические качества – ловкость, гибкость, выносливость,
скоростные и силовые качества;
 основные двигательные умения и навыки.
Здоровье
Параметры оценки (эффективность закаливания):
 кратность заболеваемости;
 прорезывание постоянных зубов.
Мониторинг как форма медико-педагогической диагностики: оценка
физкультурного занятия, а также других форм двигательной деятельности
Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса
показателей:
1. Время двигательной деятельности детей с отражением содержания
и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода
индивидуального хронометража (Методика «ДА»).
2. Объем двигательной деятельности с использованием метода
шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
3. Интенсивность двигательной деятельности методом измерения
частоты сердечных сокращений при выполнении различных видов мышечной
деятельности.
Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в
отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень
четкой организации их деятельности и строгом выполнении требований по
содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.
С целью диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата у
дошкольников следует использовать визуально-инструментальную скринингтестирующую методику, позволяющую выявлять различные нарушения
осанки, сколиоз, плоскостопие.

5

ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Возраст

3 года

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

Ребёнок интересуется окружающими предметами и
активно действует с ними; эмоционально вовлечён в
действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих
действий.
Использует
специфические,
культурно
фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и
умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении. Владеет активной речью, включённой
в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих
предметов и игрушек.
Стремится к общению со взрослыми и активно
подражает им в движениях и действиях; появляются игры,
в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им. Проявляет интерес к стихам,
5

4 года

песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на
различные произведения культуры и искусства. У ребёнка
развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и
пр.).
Ребёнок проявляет любопытство и активность при
появлении чего-то совершенно нового (новые предметы
ближайшего окружения, звуки, народные игрушки,
изобразительные материалы и др.) или предложенного
взрослым (сказка, иллюстрации к сказке, игры). Решает
простейшие
интеллектуальные
задачи
(ситуации),
пытается применить разные способы для их решения,
стремится к получению результата, при затруднениях
обращается за помощью. Пытается самостоятельно
обследовать объекты
ближайшего окружения
и
экспериментировать с ними. Выполняет элементарные
перцептивные (обследовательские) действия. Имеет
начальные представления о свойствах объектов
окружающего мира (форма, цвет, величина, назначение и
др.). Сравнивает предметы на основании заданных свойств.
Пытается улавливать взаимосвязи между отдельными
предметами или их свойствами. Выполняет элементарные
действия по преобразованию объектов. Подражает
эмоциям взрослых и детей. Испытывает радость и
эмоциональный комфорт от проявлений двигательной
активности. Проявляет сочувствие к близким людям,
привлекательным персонажам. Эмоционально откликается

6

Ребенок проявляет интерес к
подвижным и спортивным народным
играм, традиционным для Урала.
Ребенок проявляет инициативность в
общении с другими детьми и взрослым во
время участия в народных подвижных
играх.
Ребенок проявляет интерес к
правилам
здоровьесберегающего
и
безопасного поведения.
Ребенок
стремится
соблюдать
элементарные правила здорового и
безопасного образа жизни.
Ребенок
имеет
элементарные
представления о том, что такое здоровый
человек, что помогает нам быть здоровыми.
Ребенок с интересом изучает себя,
наблюдает за своим здоровьем.
Ребенок проявляют стремление
узнавать от взрослого некоторые сведения

на
простые
музыкальные
образы,
выраженные
контрастными средствами выразительности, произведения
изобразительного искусства, в которых переданы понятные
чувства и отношения (мать и дитя).
Предпочитает общение и взаимодействие со
взрослыми. Начинает задавать вопросы сам в условиях
наглядно представленной ситуации общения: кто это? Как
его зовут? (Инициатива в общении преимущественно
принадлежит взрослому.) Выражает свои потребности и
интересы вербальными и невербальными средствами.
Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая
положительные
взаимоотношения
со
взрослыми
(родителями, педагогами) и некоторыми детьми на основе
соблюдения элементарных моральных норм и правил
поведения
(здороваться,
прощаться,
благодарить,
извиняться, обращаться с просьбой и др.). В отдельных
случаях может оказать помощь другому. Владеет бытовым
словарным запасом: может разговаривать со взрослым на
бытовые темы (о посуде и накрывании на стол, об одежде
и одевании, о мебели и её расстановке в игровом уголке, об
овощах и фруктах и их покупке и продаже в игре в магазин
и т. д.). Воспроизводит ритм речи, звуковой образ слова,
правильно пользуется речевым дыханием (говорит на
выдохе),
слышит
специально
выделяемый
при
произношении взрослым звук и воспроизводит его,
использует
в
речи
простые распространённые
предложения; при использовании сложных предложений
может допускать ошибки, пропуская союзы и союзные

7

о своем организме, о функционировании
отдельных органов.
Ребенок
прислушивается
к
взрослому при объяснении причин
возникновения
опасных
ситуаций,
подтверждает
согласие,
понимание,
проявляет стремление выполнять правила
безопасного поведения.
Ребенок отражает в подвижных
играх различные образы, проявляет
интерес к обыгрыванию действий
сказочных персонажей, героев детских
стихов, песен.
Ребенок проявляет элементарное
творчество в двигательной деятельности
(видоизменяет физические и спортивные
упражнения, создает комбинации из
знакомых упражнений, выразительно
передает образы персонажей в народных
подвижных играх).
Ребенок активен в играх, в тематике
отражает
семейные
и
несложные
профессиональные отношения взрослых.
Ребенок проявляет в играх добрые
чувства по отношению к сверстникам и
игрушкам, интерес к общему замыслу,
действовать согласованно с партнерами
по игре.

слова. С помощью взрослого составляет рассказы из трёхчетырёх предложений, пользуется системой окончаний для
согласования слов в предложении.
Соблюдает простые (гигиенические и режимные)
правила поведения при контроле со стороны взрослых.
Хорошо справляется с процессами умывания, мытья рук
при незначительном участии взрослого, одевается и
раздевается, ухаживает за своими вещами и игрушками при
участии взрослого, стремясь к самостоятельным
действиям; принимает пищу без участия взрослого.
Элементарно ухаживает за своим внешним видом,
пользуется носовым платком. Ситуативно проявляет
желание принять участие в труде. Самостоятельно
справляется с отдельными процессами, связанными с
подготовкой к занятиям, приёмом пищи, уборкой
групповой комнаты или участка, трудом в природе, вместе
со взрослым участвует в отдельных трудовых процессах,
связанных с уходом за растениями и животными в уголке
природы и на участке.
Способен преодолевать небольшие трудности.
Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок
взрослого,
стремясь
самостоятельно
повторить
получившееся действие. Обнаруживает способность
действовать по указанию взрослых и самостоятельно,
придерживаясь основных разрешений и запретов, а также
под влиянием социальных чувств и эмоций.
Ситуативно
проявляет
самостоятельность,
направленность на результат на фоне устойчивого

8

Ребенок охотно вступает в ролевой
диалог со сверстниками, взрослым.
Ребенок стремится комментировать
события, происходящие в совместной
деятельности с детьми, взрослым;
выразительно передавать особенности
движений, эмоциональных состояний.
Ребенок проявляет интерес к
игровому общению.
Ребенок вступает в ролевой диалог.
Ребенок
выделяет
конкретные
действия и поступки взрослых, в которых
проявляется их забота о других (о детях,
животных, членах семьи), а также
поступки, в которых проявляется доброе
отношение детей к взрослым, к
родителям, к воспитателю.
Ребенок сохраняет преобладающее
эмоционально-положительное
настроение, быстро преодолевает негативные
состояния, стремится к положительной
оценке окружающих и повторению
одобренных действий.
Ребенок понимает и словесно
выражает некоторые свои состояния,
желания.

стремления быть самостоятельным и независимым от
взрослого.
Имеет
отдельные
немногочисленные
нравственные представления, которые требуют уточнения
и обогащения, а иногда и коррекции. Овладевает умением
слушать художественное или музыкальное произведение в
коллективе сверстников, не отвлекаясь (не менее 5 минут).
При напоминании взрослого проявляет осторожность в
незнакомой ситуации, выполняет некоторые правила
безопасного для окружающего мира природы поведения.
Стремится самостоятельно решить личностные
задачи, но может сделать это только с помощью взрослого.
Воспроизводит самостоятельно или по указанию взрослого
несложные образцы социального поведения взрослых или
детей.
Обретает первичные представления о человеке (себе,
сверстнике, взрослом), особенностях внешнего вида
людей, контрастных эмоциональных состояниях, о
процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки
помещения, а также об атрибутах и основных действиях,
сопровождающих эти процессы.
Знает своё имя, возраст в годах, свой пол. Относит
себя к членам своей семьи и группы детского сада.
Называет близких родственников (папу, маму, бабушку,
дедушку, братьев, сестёр), город (село) и страну, в которых
живёт. Имеет представление об основных источниках
опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и
др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые
животные, водоёмы) и способах поведения (не ходить по

9

Ребенок проявляет интерес к
результату собственного труда и труда
других людей.
Ребенок бережно относится к
предметному миру как результату труда
взрослых.
Ребенок охотно включается в
совместный труд со взрослым или
сверстниками, стремится к выполнению
трудовых обязанностей.
Ребенок выражает потребность
больше узнать об окружающем, о жизни
людей, задает вопросы о себе, о своих
близких, об окружающем мире.
Ребенок проявляет любовь к
родителям, интересуется событиями в
семье.
Ребенок проявляет интерес к
животным и растениям ближайшего
природного окружения.
Ребенок
способен
к
целенаправленному
наблюдению
за
объектами природного окружения.
Ребенок эмоционально откликается
на
красоту
природы
ближайшего
окружения, проявляет сочувствие
попавшим в беду, обнаруживает
стремление оказывать помощь.

проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при
переходе улицы держаться за его руку, идти на зелёный
сигнал светофора и т. д.), о некоторых правилах
безопасного для окружающего мира природы поведения
(не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать
ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор).
Ориентируется в свойствах музыкального звука
(высоко — низко, громко — тихо), простейших средствах
музыкальной выразительности (медведь — низкий
регистр), простейших характерах музыки (весёлая —
грустная). Подпевает элементарные попевки, двигательно
интерпретирует простейший метроритм, играет на
шумовых музыкальных инструментах.
Улавливает образ в штрихах, мазках и в пластической
форме.
Стремится
правильно
действовать
с
изобразительными и пластическими и конструктивными
материалами, проводить линии в разных направлениях,
обозначая контур предмета и наполняя его. Стремится
осваивать различные виды движения:
 ходить в разном темпе и в разных направлениях; с
поворотами;
 приставным шагом вперёд; на носках; высоко
поднимая колени; перешагивая через предметы (высотой
5—10 см); змейкой между предметами за ведущим;
 догонять, убегать, бегать со сменой направления и
темпа, останавливаться по сигналу; бегать по кругу, по
дорожке, обегать предметы;

10

Ребенок
с
удовольствием
включается
в
поисковоисследовательскую
деятельность
познания
природы
ближайшего
окружения как вместе со взрослым, так и
самостоятельно,
использует
разные
поисковые действия.
Ребенок способен устанавливать
взаимосвязь между явлениями живой и
неживой природы.
Ребенок
проявляет
самостоятельность в слежении за
изменениями в погоде (календарь
природы), жизни растений и животных от
одного времени года к другому.
Ребенок способен различатьобъекты
и явления окружающей природы по их
признакам.
Ребенок с удовольствием вступает в
общение со знакомыми взрослыми
людьми: понимает обращенную к нему
речь, отвечает на вопросы, используя
простые распространенные предложения;
- ребенок совместно со взрослым охотно
пересказывает потешки, знакомые сказки,
играет со звуками, рифмами, словом.
Ребенок проявляет интерес к красоте
и выразительности родного языка, языка

 прыгать одновременно на двух ногах на месте и с
продвижением вперёд (не менее 4 м); на одной ноге (правой
и левой) на месте; в длину с места; вверх с места, доставая
предмет одной рукой; одновременно двумя ногами через
канат (верёвку), лежащий на полу; одновременно двумя
ногами через три-четыре линии (поочерёдно через
каждую), расстояние между соседними линиями равно
длине шага ребёнка;
 перелезать через лежащее бревно, через
гимнастическую скамейку; влезать на гимнастическую
стенку, перемещаться по ней вверх-вниз,
 передвигаться приставным шагом вдоль рейки;
подлезать на четвереньках под две-три дуги (высотой 50—
60 см);
 бросать двумя руками мяч вдаль разными
способами (снизу, из-за
 головы, от груди); катать и перебрасывать мяч друг
другу; перебрасывать мяч через препятствие (бревно,
скамейку); прокатывать мяч между предметами;
подбрасывать и ловить мяч (диаметром 15—20 см) двумя
руками; бросать вдаль мяч (диаметром 6—8 см), мешочки
с песком (весом 150 г) правой и левой рукой; попадать
мячом (диаметром 6—8—12 см) в корзину (ящик),
стоящую на полу, двумя и одной рукой (удобной) разными
способами с расстояния не менее 1 м; метать мяч одной
(удобной) рукой в вертикальную цель (наклонённую
корзину), находящуюся на высоте 1 м с расстояния не
менее 1 м;

11

художественного
произведения,
поэтического слова.
Ребенок инициативен в разговоре,
отвечает на вопросы, задает встречные.
Ребенок проявляет словотворчество,
интерес к языку, различает понятия
«слово» и «звук».
Ребенок
использует
некоторые
средства выразительности фольклорного
и литературного языка: «говорящие»
имена героев народных сказок, формулы
начала и окончания сказки, традиционные
сказочные и отдельные поэтические
эпитеты, простые сравнения из загадок и
стихов.
Ребенок использует разные способы
выражения
своего
отношения
к
литературному произведению, его героям
в рассказе, рисунке, аппликации, лепке,
при пересказывании и чтении наизусть
текста, в разных видах театрализованной
деятельности.
Ребенок активно и с желанием
участвует в разных видах творческой
художественной деятельности на основе
фольклорных
и
литературных
произведений.

5 лет

 кружиться в обе стороны; ловить ладонями (не
прижимая к груди) отскочивший от пола мяч (диаметром
15—20 см), брошенный ребёнку взрослым с расстояния 1 м
не менее трёх раз подряд; ходить по наклонной доске
(шириной 20 см и высотой 30 см) и по напольному мягкому
буму (высотой 30 см); стоять не менее 10 с на одной ноге
(правой и левой), при этом другая нога согнута в колене
перед собой;
 кататься на санках с невысокой горки; забираться
на горку с санками; скользить по ледяным дорожкам с
помощью взрослого; кататься на трёхколесном велосипеде;
ходить на лыжах по ровной лыжне ступающим и
скользящим шагом без палок, свободно размахивая руками.
Проявляет интерес к общественным явлениям,
процессу чтения, призведениям музыкального и
изобразительного искусства, познавательный интерес в
процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт
вопросы поискового характера (почему? зачем?), о себе,
родителях, детском саде, школе, профессиях взрослых, о
прошлом и будущем и т. п. В процессе совместной
исследовательской деятельности активно познаёт и
называет свойства и качества предметов (цвет, размер,
форма, фактура, материал, из которого сделан предмет,
способы его использования и т. д.). Применяет
обследовательские действия (погладить, сжать, смять,
намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Стремится
самостоятельно объединять предметы в видовые категории
с указанием характерных признаков (чашки и стаканы,

12

Ребенок откликается на интересные
декоративно-оформительские
решения
(украшение группы, елки, одежда
взрослых, атрибуты игр), замечает новые
красивые предметы в пространстве
комнаты, здания (дома).
Ребенок
проявляет
интерес,
положительное
эмоциональное
отношение к посещению музея.
Ребенок
различает
некоторые
предметы народных промыслов по
материалам, содержанию, выделяет и
поясняет их особенности.
Ребенок проявляет интерес к
подвижным и спортивным народным
играм, традиционным для Урала.
Ребенок проявляет инициативность в
общении с другими детьми и взрослым во
время участия в народных подвижных
играх.
Ребенок проявляет интерес к
правилам
здоровьесберегающего
и
безопасного поведения.
Ребенок
стремится
соблюдать
элементарные правила здорового и
безопасного образа жизни.
Ребенок
имеет
элементарные
представления о том, что такое здоровый

платья и юбки, стулья и кресла), а также 14в родовые
категории (одежда, мебель, посуда). Проявляет интерес к
отгадыванию и сочинению загадок. Активно включается в
игры и другие виды деятельности как самостоятельно, так
и по предложению других (взрослых и детей). Предлагает
несложные сюжеты для игр.
Адекватно откликается на радостные и печальные
события
в
ближайшем
социуме.
Эмоционально
воспринимает праздники. Проявляет сочувствие к близким
людям, привлекательным персонажам художественных
произведений
(книг,
картин,
мультфильмов,
кинофильмов), сопереживает им, сорадуется. К
переживающему отрицательные эмоции сверстнику
привлекает внимание взрослых.
Эмоционально предвосхищает ближайшее будущее.
Использует
средства
интонационной
речевой
выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп
речи) для привлечения и сохранения внимания сверстника
в процессе речевого общения, публичного чтения
стихотворений наизусть, коротких пересказов. Использует
в речи слова участия, эмоционального сочувствия,
сострадания
для
поддержания
сотрудничества,
установления отношений со сверстниками и взрослыми.
Отношения
со
сверстниками
носят
соревновательный характер. Общение регулируется
взрослым. При осуществлении детских видов деятельности
ориентируется на сверстников, вызывающих симпатию.
Под руководством взрослого участвует в создании

13

человек, что помогает нам быть здоровыми.
Ребенок с интересом изучает себя,
наблюдает за своим здоровьем.
Ребенок проявляют стремление
узнавать от взрослого некоторые сведения
о своем организме, о функционировании
отдельных органов.
Ребенок
прислушивается
к
взрослому при объяснении причин
возникновения
опасных
ситуаций,
подтверждает
согласие,
понимание,
проявляет стремление выполнять правила
безопасного поведения.
Ребенок отражает в подвижных
играх различные образы, проявляет
интерес к обыгрыванию действий
сказочных персонажей, героев детских
стихов, песен.
Ребенок
проявляет
элементарное
творчество
в
двигательной
деятельности(видоизменяет физические и
спортивные
упражнения,
создает
комбинации из знакомых упражнений,
выразительно
передает
образы
персонажей в народных подвижных
играх).

совместного (коллективного) продукта в продуктивных
видах деятельности.
Проявляет избирательность во взаимоотношениях и
общении со сверстниками. Использует элементы
объяснения и убеждения при сговоре на игру, при
разрешении
конфликтов.
В
игровом
общении
ориентируется на ролевые высказывания партнёров,
поддерживает их. Владеет элементарными правилами
речевого этикета: не перебивает взрослого, вежливо
обращается к нему.
Может
управлять
своим
поведением
под
руководством взрослого и в тех случаях, когда это для него
интересно или эмоционально значимо.
Имеет представление о некоторых моральных
нормах
и
правилах
поведения,
отражающих
противоположные моральные понятия (три-четыре)
(например, жадность — щедрость, взаимовыручка —
себялюбие). Способен соблюдать общепринятые нормы и
правила поведения: не использует работу сверстника без
его разрешения, по окончании работы убирает своё рабочее
место.
Имеет представление о некоторых видах опасных
ситуаций (бытовых, социальных, природных), некоторых
способах безопасного поведения в стандартных опасных
ситуациях, некоторых источниках опасности для
окружающего мира природы (транспорт, неосторожные
действия человека) и некоторых видах опасных для
окружающего мира природы ситуаций (лесные пожары,

14

Ребенок активен в играх, в тематике
отражает
семейные
и
несложные
профессиональные отношения взрослых.
Ребенок проявляет в играх добрые
чувства по отношению к сверстникам и
игрушкам, интерес к общему замыслу,
действовать согласованно с партнерами
по игре.
Ребенок охотно вступает в ролевой
диалог со сверстниками, взрослым.
Ребенок стремится комментировать
события, происходящие в совместной
деятельности с детьми, взрослым;
выразительно передавать особенности
движений, эмоциональных состояний.
Ребенок проявляет интерес к
игровому общению.
Ребенок вступает в ролевой диалог.
Ребенок
выделяет
конкретные
действия и поступки взрослых, в которых
проявляется их забота о других (о детях,
животных, членах семьи), а также
поступки, в которых проявляется доброе
отношение детей к взрослым, к
родителям, к воспитателю.
Ребенок сохраняет преобладающее
эмоционально-положительное
настроение, быстро преодолевает негативные

вырубка деревьев) и правилах безопасного для
окружающего мира природы поведения. Владеет
способами
безопасного
поведения
в
некоторых
стандартных опасных ситуациях (при использовании
колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, на
проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрёстков,
при перемещении в лифте, автомобиле) и следует им при
напоминании взрослого. При напоминании взрослого
проявляет осторожность и предусмотрительность в
незнакомой (потенциально опасной) ситуации. Ситуативно
выполняет правила безопасного для окружающего мира
природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не
рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не
распугивать птиц, не засорять водоёмы, не оставлять мусор
в лесу, парке, не пользоваться огнём без взрослого).
Пытается объяснить другому необходимость действовать
определённым образом в потенциально опасной ситуации.
Может обратиться за помощью к взрослому в стандартной
опасной ситуации.
При решении интеллектуальных задач использует
практические ориентировочные действия, применяет
наглядно-образные средства (картинки, простейшие
схемы, словесные описания и пр.). Осуществляет перенос
приобретённого опыта в разнообразные виды детской
деятельности, перенос известных способов в новые
ситуации. Исследует объекты с использованием
простейших поисковых действий. Умеет связывать
действие и результат. Стремится оценить полученный

15

состояния, стремится к положительной
оценке окружающих и повторению
одобренных действий.
Ребенок понимает и словесно
выражает некоторые свои состояния,
желания.
Ребенок проявляет интерес к
результату собственного труда и труда
других людей.
Ребенок бережно относится к
предметному миру как результату труда
взрослых.
Ребенок охотно включается в
совместный труд со взрослым или
сверстниками, стремится к выполнению
трудовых обязанностей.
Ребенок выражает потребность
больше узнать об окружающем, о жизни
людей, задает вопросы о себе, о своих
близких, об окружающем мире.
Ребенок проявляет любовь к
родителям, интересуется событиями в
семье.
Ребенок проявляет интерес к
животным и растениям ближайшего
природного окружения.

результат, при затруднениях обращается за помощью. При
решении личностных задач ориентируется на реакции
взрослого и сверстника.
Выделяет параметры величины протяжённых
предметов. Оперирует числами и цифрами в пределах 5.
Использует
счётные
навыки.
Устанавливает
количественные отношения в пределах известных чисел.
Различает геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник)
и их
свойства (углы, стороны).
Классифицирует предметы по заданному признаку.
Определяет расположение предметов относительно
друг друга и направления движения от себя или из заданной
точки. Использует временные ориентировки в частях
суток, днях недели, временах года, определяет их
последовательность.
Знает свою страну, улицу, на которой живёт, столицу
России, президента. Имеет представление о правилах
культурного поведения в обществе, о собственной
национальности, флаге государства, о ряде профессий,
направленных на удовлетворение потребностей человека и
общества (цели, основное содержание конкретных видов
труда, имеющих понятный ребёнку результат, мотивы
труда), о повадках и приспособительных особенностях
животных и растений к среде обитания, о том, что музыка
выражает эмоции, настроение, характер человека. Имеет
элементарные музыковедческие представления о свойствах
музыкального звука, о том, что можно пользоваться
разными средствами (голосом, телом, приёмами игры на

16

Ребенок
способен
к
целенаправленному
наблюдению
за
объектами природного окружения.
Ребенок эмоционально откликается
на
красоту
природы
ближайшего
окружения,
проявляет
сочувствие
попавшим
в
беду,
обнаруживает
стремление оказывать помощь.
Ребенок
с
удовольствием
включается
в
поисковоисследовательскую
деятельность
познания
природы
ближайшего
окружения как вместе со взрослым, так и
самостоятельно,
использует
разные
поисковые действия.
Ребенок способен устанавливать
взаимосвязь между явлениями живой и
неживой природы.
Ребенок
проявляет
самостоятельность в слежении за
изменениями в погоде (календарь
природы), жизни растений и животных от
одного времени года к другому.
Ребенок способен различатьобъекты
и явления окружающей природы по их
признакам.
Ребенок с удовольствием вступает в
общение со знакомыми взрослыми

инструментах) для создания собственных музыкальных
образов, характеров, настроений и т. п. Знает тематически
разнообразные произведения, умеет классифицировать
произведения по темам: «О маме», «О природе», «О
животных», «О детях» и т. п.
Чисто произносит звуки родного языка. Чётко
воспроизводит фонетический и морфологический рисунок
слова. Дифференцирует на слух гласные и согласные звуки.
Использует в речи сложноподчинённые предложения.
Проявляет словотворчество в процессе освоения языка.
Исполняет песни в хоре, простейшие танцы,
элементарные партии для детских музыкальных
инструментов. Координирует слух и голос.
Владеет
певческими
навыками
(чистотой
интонирования, дыханием, дикцией, слаженностью).
Понятно для окружающих изображает всё то, что вызывает
его интерес. Передаёт характерные признаки предмета:
очертания формы, пропорции, цвет.
Самостоятельно правильно владеет процессами
умывания, мытья рук, помогает в осуществлении этих
процессов сверстникам, младшим детям, следит за своим
внешним видом и внешним видом других детей, помогает
взрослому в организации процесса питания, адекватно
откликаясь на его просьбы, самостоятельно ест, соблюдая
правила поведения за столом, одевается и раздевается,
помогает в этом сверстникам или младшим детям.
Элементарно ухаживает за вещами личного пользования и
игрушками, проявляя самостоятельность (складывает и

17

людьми: понимает обращенную к нему
речь, отвечает на вопросы, используя
простые распространенные предложения;
- ребенок совместно со взрослым охотно
пересказывает потешки, знакомые сказки,
играет со звуками, рифмами, словом.
Ребенок проявляет интерес к красоте
и выразительности родного языка, языка
художественного
произведения,
поэтического слова.
Ребенок инициативен в разговоре,
отвечает на вопросы, задает встречные.
Ребенок проявляет словотворчество,
интерес к языку, различает понятия
«слово» и «звук».
Ребенок
использует
некоторые
средства выразительности фольклорного
и литературного языка: «говорящие»
имена героев народных сказок, формулы
начала и окончания сказки, традиционные
сказочные и отдельные поэтические
эпитеты, простые сравнения из загадок и
стихов.
Ребенок использует разные способы
выражения
своего
отношения
к
литературному произведению, его героям
в рассказе, рисунке, аппликации, лепке,
при пересказывании и чтении наизусть

вешает одежду, с помощью взрослого приводит одежду,
обувь в порядок — чистит, сушит и т. п.). Самостоятельно
выполняет ряд доступных трудовых процессов по уходу за
растениями и животными в уголке природы и на участке.
Ребёнок устанавливает связь между овладением
основными движениями и развитием силы, ловкости,
выносливости собственного тела.
Понимает необходимость заботы о сохранении
здоровья и значимость движений. Имеет представления о
здоровом образе жизни, о необходимости культурногигиенических
навыков,
полноценном
питании,
правильном режиме, закаливании, занятиях спортом.
Может: ходить в разном темпе и в разных направлениях, с
поворотами; приставным шагом вперёд, назад, боком, на
носках, на пятках, высоко поднимая колени, перешагивая
через предметы (высотой 10—15 см), змейкой между
предметами за ведущим и самостоятельно, прямо и боком
приставным шагом по лежащему на полу канату (верёвке)
диаметром 3 см; перешагивать одну за другой рейки
лестницы, приподнятой от пола на 25 см, а также через
набивные мячи; бегать со сменой направления и темпа, со
сменой ведущего, врассыпную, змейкой между предметами
самостоятельно, челночным бегом(10 м 3); прыгать на
месте: ноги вместе — ноги врозь; на одной ноге (правой и
левой), в длину с места, одновременно на двух ногах,
постепенно поворачиваясь кругом; вокруг предметов (мяч,
кубик); из обруча в обруч (диаметром 45
см), лежащие на полу вплотную друг к другу,

18

текста, в разных видах театрализованной
деятельности.
Ребенок активно и с желанием
участвует в разных видах творческой
художественной деятельности на основе
фольклорных
и
литературных
произведений.
Ребенок откликается на интересные
декоративно-оформительские
решения
(украшение группы, елки, одежда
взрослых, атрибуты игр), замечает новые
красивые предметы в пространстве
комнаты, здания (дома).
Ребенок
проявляет
интерес,
положительное
эмоциональное
отношение к посещению музея.
Ребенок различает некоторые предметы
народных промыслов по материалам,
содержанию, выделяет и поясняет их
особенности.

одновременно двумя ногами через пять-шесть линий
(поочерёдно через каждую), расстояние между соседними
линиями равно длине шага ребёнка; перепрыгивать
одновременно двумя ногами через две линии (расстояние
между линиями 25 см) боком с продвижением вперёд, с
разбега через верёвку или резинку (высотой 15 см);
спрыгивать на мат со скамейки (высотой 20 см) и с
гимнастического бревна (высотой 15 см); лазать по
гимнастической
стенке
вверх-вниз,
передвигаться
приставным шагом по горизонтальной рейке и перелезать с
одного пролёта на другой в любую сторону, по
горизонтальной гимнастической лестнице разными
способами, ползать по гимнастической скамейке на
животе, подтягиваясь руками; подлезать под дуги (высотой
50—60 см), не касаясь пола руками; пролезать разными
способами в обруч, стоящий вертикально на полу;
прокатывать мяч или шар в цель (расстояние 1—1,5 м);
подбрасывать мяч (диаметром 12—15 см) вверх и ловить
его ладонями, не прижимая к груди, не менее пяти раз
подряд; перебрасывать мяч двумя и одной рукой через
препятствие (высотой не менее 1,2 м) с расстояния не менее
1,2 м; метать двумя и одной рукой (правой и левой)
разными способами мячи (диаметром 6—8 см) в корзину
(ящик), стоящую на полу, с расстояния не менее 1,5 м, в
вертикальную цель (обруч диаметром 45 см; щит 40 40 см)
с расстояния не менее 1,5 м одной (удобной) рукой (высота
центра мишени 1,2 м); отбивать мяч от пола одной рукой
(правой и левой) не менее пяти раз подряд; прыгать на

19

6 лет

одной ноге (правой и левой), продвигаясь вперёд не менее
чем на 5 м, сохраняя прямолинейность движения;
удерживать равновесие, стоя на носках с закрытыми
глазами, не менее 10 с; ходить по гимнастической скамейке
прямо; с перешагиванием через кубики; с поворотами;
вбегать на наклонную доску (шириной 20 см и высотой 35
см); ходить прямо по гимнастическому бревну (шириной 10
см, высотой 15 см); переступать через скакалку, вращая её
вперёд и назад; 17 кататься на санках с невысокой горки,
уметь делать повороты и тормозить, на трёхколёсном и
двухколёсном велосипеде; самокате; скользить по ледяным
дорожкам без помощи взрослого; кататься; ходить на
лыжах скользящим шагом без палок, свободно размахивая
руками; поворачиваться на месте переступающими
шагами.
Проявляет активность в получении информации о
половых различиях людей, их социальных ролях, структуре
семьи и общества, государстве, в котором живёт. Задаёт
вопросы морального содержания. Инициирует общение и
совместную со сверстниками и взрослыми деятельность.
Проявляет устойчивый интерес к процессу чтения, в
том числе к чтению с продолжением, произведениям
искусства, тематическому многообразию произведений,
биографиям авторов, историям создания произведений.
Имеет
отдельные
читательские,
слушательские
предпочтения,высказывает
их.
Интересуется
человеческими отношениями в жизни и в произведениях

20

Ребенок
проявляет
элементы
творчества в двигательной деятельности:
самостоятельно
составляет
простые
варианты из освоенных физических
упражнений и игр, через движения
передает своеобразие конкретногообраза,
стремится
к
неповторимости,
индивидуальности в своих движениях.
Ребенок способен придумывать
композицию
образно-пластического
этюда по заданному сюжету, внося в нее
(импровизационно) собственные детали и

искусства. Проявляет познавательный интерес в процессе
общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы
поискового характера (почему? зачем? для чего?). В
процессе совместной исследовательской деятельности
активно познаёт и называет свойства и качества предметов
(цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из
которого сделан предмет, способы его использования и т.
д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять,
намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к
объединению предметов в видовые категории с указанием
характерных признаков и различению предметов близких
видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а
также в родовые категории (одежда, мебель, посуда).
Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах
и объектах природы.
Самостоятельно экспериментирует с предметами и
их свойствами, новыми материалами, преобразовывает их.
Использует формы умственного экспериментирования
(например, при решении проблемных ситуаций, анализе
литературных произведений и составлении собственных
высказываний),
социальное
экспериментирование,
направленное на исследование различных жизненных
ситуаций в группе, семье и некоторых общественных
местах. Использует обобщённые способы анализа условий
задачи и их соотнесение с конечной целью. Обследует
образцы, схемы, выделяет структуру объекта и
устанавливает её взаимосвязь с практическим назначением
объекта. Проявляет творчество в поиске оригинальных

21

оригинальные «штрихи» воплощения
образа.
Ребенок
использует
в
самостоятельной
деятельности,
организует
совместно
с
детьми
разнообразные
по
содержанию
подвижные
игры
народов
Урала,
способствующие
развитию
психофизических качеств, координации
движений.
Ребенок с удовольствием делится
своими знаниями об основных способах
обеспечения и укрепления доступными
средствами физического здоровья в
природных, климатических условиях
конкретного места проживания, Среднего
Урала.
Ребенок
владеет
основами
безопасного поведения: знает, какпозвать
на помощь, обратиться за помощью к
взрослому; знает свой адрес, имена
родителей, их контактную информацию;
избегает контактов с незнакомыми
людьми на улице; различает некоторые
съедобные и ядовитые грибы, ягоды,
травы, проявляет осторожность при
встрече с незнакомыми животными;

решений с опорой на известные способы конструирования
из любого материала. Планирует построение образа
поделки, конструкции с опорой на наглядность и на
воображаемые представления о предмете.
Оперирует числами и цифрами в пределах 10.
Устанавливает количественные отношения в пределах
известных чисел, понимает закономерности построения
числового ряда. Сравнивает предметы по величине путём
непосредственного
соизмерения,
опосредованного
измерения,
определяет
результаты
измерения.
Классифицирует предметы по выделенному признаку.
Устанавливает отношения: часть — целое, равенство —
неравенство. Различает геометрические фигуры, их
особенности
и
общие
свойства.
Определяет
относительность
пространственных
характеристик,
расположение предметов относительно друг друга и
описывает маршруты движения. Использует временные
ориентировки, определяет относительность временных
характеристик.
При создании изображения, конструкции проявляет
элементы воображения, фантазии.
Использует в своей речи средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или
торжественно. Способен регулировать громкость голоса и
темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи
на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Передаёт в речи причины эмоционального состояния:
плачет, потому что сказали обидные слова; грустит, потому

22

соблюдет правила дорожного движения;
поведения в транспорте.
Ребенок проявляет интерес к
подвижным и спортивным, народным
играм традиционным для Урала.
Ребенок
понимает
значение
укрепления здоровья и безопасного поведения.
Ребенок проявляет интерес к городу
(селу), краю в котором живет, знает некоторые
сведения
о
их
достопримечательностях,
событиях
городской (сельской) жизни.
Ребенок проявляет познавательный
интерес к своей семье, социальным
явлениям, к событиям настоящего и
прошлого, к жизни людей в родном крае и
многообразию народов Урала. Задает
вопросы о прошлом и настоящем в жизни
людей, об истории города (села), края, о
творчестве народных ремесленников,
создании предметов, техники, средств
связи, рассуждает и высказывает свое
мнение.
Ребенок проявляет интерес к
культуре своего народа, русской народной культуре, знакомству с

что соскучился по маме; огорчился, потому что не взяли в
игру. Эмоционально сопереживает рассказам друзей.
Испытывает гордость за собственные успехи и достижения,
успехи и достижения родителей, близких, друзей, людей,
живущих в России. Эмоционально включается в дела семьи
и детского сада.
Стремится к общению со сверстниками, уважению и
положительной оценке со стороны партнёра по общению.
Проявляет избирательность в общении со сверстниками,
ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности.
Выбирает более сложные способы взаимодействия со
взрослыми и другими детьми. Умеет строить деловой
диалог при совместном выполнении поручения, в
совместном обсуждении правил игры, в случаях
возникновения конфликтов. Для разрешения конфликтов
обращается за помощью к взрослым. Самостоятельно
распределяет роли и договаривается о совместных
действиях в игровой, продуктивной, познавательноисследовательской, трудовой деятельности. Участвует в
коллективных играх и занятиях, устанавливая в
большинстве случаев положительные взаимоотношения с
партнёрами на основе соблюдения элементарных
моральных норм и правил поведения (не мешать друг
другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила,
помогать друг другу и т. д.). Может включаться в
коллективную деятельность как исполнитель, соотнося и
координируя свои действия с действиями других
участников.

23

культурами различных этносов, населяющих наш край.
Ребенок
проявляет
начала
социальной активности: охотно участвует
в
социально
значимых
событиях,
переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами
горожан (сельчан), стремится выразить
позитивное отношение к пожилым
жителям города, достижениям горожан
(сельчан);
ребенок
стремится
налаживать
бесконфликтные отношения с детьми
других этносов, с желанием участвует в
разных видах деятельности с ними.
Ребенок
положительно
высказывается о представителях разных
этносов, толерантно относится к детям
других национальностей.
Ребенок активен в стремлении к
познанию разных видов трудовой
деятельности взрослых и отражению
своих представлений в изобразительной и
игровой деятельности, сюжетно-ролевых
играх; использует представления о
трудовых процессах взрослых для
организации собственной трудовой
деятельности.

Начинает управлять своим поведением. Осознаёт
общепринятые нормы и правила поведения и
обязательность их выполнения. Предъявляет к себе те
требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые.
Способен соблюдать общепринятые нормы и
правила поведения. Обнаруживает самостоятельность,
настойчивость, целеустремлённость, ответственность в
освоенных видах деятельности: самостоятельно ставит
цель, планирует все этапы деятельности, контролирует
промежуточные и конечные результаты.
Проявляет осторожность и предусмотрительность в
потенциально опасной ситуации. Без напоминания
взрослого соблюдает правила безопасного поведения в
некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей
части дороги, при переходе улиц, перекрёстков, при
перемещении в лифте, автомобиле), правила безопасного
для окружающего мира природы поведения (не ходить по
клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки
деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять
водоёмы, не оставлять мусор в лесу, парке, пользоваться
огнём в специально оборудованном месте, тщательно
заливать место костра водой перед уходом).
Интеллектуальные задачи решает с использованием
наглядно-образных средств. При решении личностных
задач ориентируется на возможные последствия своих
действий для других людей. Способен решать творческие
задачи: устно проиллюстрировать отрывок из текста,
додумать эпизод, сочинить небольшое стихотворение;

24

С удовольствием участвует в разных
видах деятельности на материале
народной культуры, в том числе проектах,
детском книгоиздательстве иоформлении
выставок по этнической проблематике.
Ребенок проявляет интерес к
технико-технологической,
информационной
среде,
основных
источниках, способах поиска и передачи
информации;
- ребенок интересуется изучением
природного мира, высказывает догадки,
размышляет о причинах природных
явлений, организует и осуществляет
познавательно-исследовательскую
деятельность
в
соответствии
с
собственными замыслами.
Ребенок ярко переживает эстетические чувства при восприятии
объектов родной природы, высказывает
эстетические суждения, эмоционально
«заражает» сверстников.
Ребенок увлечен познанием природы родного края, открытием ее законов,
интересуется
познавательной
литературой, ищет ответы на вопросы,
увлекается
коллекционированием,
изобретениями, вовлекает сверстников в

интерпретировать образцы социального поведения
взрослых или детей (персонажей литературных
произведений, мультфильмов) в играх, повседневной
жизни; импровизировать в музыкальной и речевой
деятельности; разворачивать игровые сюжеты по мотивам
музыкальных
и
художественных
произведений.
Предлагает различные варианты решения проблемнопознавательных задач; расширяет самостоятельность в
исследовательской деятельности. Решает задачи на
упорядочение объектов по какому-либо основанию
(например, сначала по высоте, а потом по ширине),
классифицирует предметы. Проявляет попытку ставить
интеллектуальные задачи. Проявляет сообразительность и
творчество в различных жизненных и образовательных
ситуациях.
Имеет представления о некоторых внешних и
внутренних особенностях строения человека, его основных
движениях, правилах здорового образа жизни (режим дня,
питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической
культурой и профилактика болезней), поведении,
сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и
вредных привычках; о труде взрослых, нематериальных и
материальных результатах труда, его общественной и
государственной
значимости,
первоначальные
представления о труде как экономической категории; о
некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и
нестандартных), причинах их возникновения в быту,
социуме, природе, современной информационной среде; о

25

интересную
познавательную
деятельность.
Ребенок
проявляет
позицию
защитника природы родного края.
Ребенок
понимает
значение
эмоциональной окраски слова, его
значения в процессе общения, а также то,
как влияют отрицательные эмоции,
речевые высказывания на состояние
самого человека и других людей.
Ребенок
владеет
основными
нормами регулирующих устную речь.
Ребенок употребляет образные
слова, сравнения, эпитеты, точные
глаголы; наиболее подходящие по смыслу
слов при обозначении предметов,
действий, качеств.
Ребенок
понимает
образные
выражения в загадках, пословицах,
поговорках народов Урала.
Ребенок проявляет интерес к
произведениям
поэтического
и
музыкального фольклора, декоративноприкладного
искусства
Урала,
художественных произведений уральских
авторов для детей.
Ребенок способен ритмично и
выразительно двигаться в русских

некоторых способах безопасного поведения в стандартных
и нестандартных опасных ситуациях, некоторых способах
оказания помощи и самопомощи; о некоторых источниках
опасности для окружающего мира природы (транспорт,
неосторожные действия человека, деятельность людей,
опасные природные явления — гроза, наводнение, сильный
ветер), некоторых видах опасных для окружающего мира
природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка
деревьев, лесные пожары), правилах безопасного для
окружающего мира природы поведения; о средствах
выразительности, о жанрах и направлениях искусства, о
том, что все виды искусства связаны между собой,
позволяют общаться, понятны любому человеку, передают
разные настроения и чувства; о необходимости движений и
регулярных занятиях физкультурой (оценивает их влияние
на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость),
сохранения здоровья, о занятиях спортом, правильном
питании и режиме, соблюдении основ безопасного
поведения на улицах города, в природе и помещении и др.
Знает несколько стихотворений, песен наизусть. Называет
любимые сказки и рассказы, музыкальные произведения и
произведения изобразительного искусства. Знает состав
семьи, некоторые родственные связи и зависимости внутри
её, свой адрес, название государства, его символы (флаг,
герб). Имеет представления о некоторых странах (Украина,
Беларусь, Германия и др.), их населении и природе планеты
и др.

26

народных танцах, хороводах, проявляя
творчество, самостоятельность, может
передать музыкально-игровой образ,
способен
организовывать
русские
народные музыкальные игры.
Ребенок способен импровизировать
и выбирать средства для самовыражения,
включаться в различные формы (в
хороводах, играх, календарно-обрядовых,
народных праздниках) коллективного
музыкального творчества, связанного с
жизнью уральского региона.
Ребенок
проявляет
чувство
восхищения результатами культурного
творчества представителей своей и других
культур
(музыка,
танцы,
песни,
литературные
произведения,
национальный
костюм,
предметы
декоративно-прикладного искусства и
др.).
Ребенок проявляет чувство гордости
от
осознания
принадлежности
к
носителям традиций и культуры своего
края.
Ребенок проявляет интерес к
художественно-эстетической стороне
жизни человека на Урале в прошлом и
настоящем.

Ребёнок грамматически правильно использует вречи
несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе
и т. п.), существительные множественного числа в
родительном падеже (много), следует орфоэпическим
нормам языка. Пользуется прямой и косвенной речью в
общении,
при
пересказе
литературных
текстов.
Производит звуковой анализ простых трёхзвуковых слов,
определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки.
Устойчиво правильно произносит все звуки родного языка.
Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы,
антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.
Слышит собственные речевые недостатки, сравнивая свою
речь с речью взрослых. В ходе общения использует
повествовательный и описательный рассказ, употребляет
обобщающие слова, синонимы, антонимы, различает
оттенки значений слов, многозначные слова.
Самостоятельно
выполняет
гигиенические
процедуры и правила здорового образа жизни, владеет
культурно-гигиеническими навыками, в том числе при
работе за столом или с книгой (расстояние от глаз до текста,
иллюстрации, осанкаи т. п.). Определяет состояние своего
здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья
окружающих, называет и показывает, что именно болит
(какая часть тела, орган). Различает полезные и вредные
для здоровья продукты питания, разумно употребляет их.
Выбирает одежду и обувь,
соответствующие погоде.

27

Ребенок воссоздает в собственной
изобразительно-творческой деятельности
сюжетов
произведений
уральских
писателей, народных сказок, сказов.
Ребенок самостоятельно применяет
изобразительные
умения
и
изобразительные средства для передачи
колорита изделий уральских мастеров на
основе
материалов
и
техник
художественно-изобразительной
деятельности,
традиционных
для
Среднего Урала.

Может: ходить в разном темпе и в разных
направлениях; с поворотами; приставным шагом вперёд,
назад, боком; на носках; на пятках; перекатом с пятки на
носок; на наружной поверхности стоп; высоко поднимая
колени; в полуприседе; перестраиваться в колонну по два
человека; бегать со сменой направления и темпа, со сменой
ведущего, врассыпную, змейкой между предметами;
высоко поднимая колени, с захлёстом голеней назад,
челночным бегом (10 м 3); прыгать на месте: ноги вместе
— ноги врозь, на батуте, с поворотами в любую сторону, в
длину и в высоту с места и с разбега, на одной (удобной)
ноге из обруча в обруч (диаметром 32—45 см), лежащие на
полу вплотную друг к другу; перепрыгивать одновременно
двумя ногами через две линии (расстояние между линиями
30 см) боком с продвижением вперёд; спрыгивать на мат со
скамейки высотой 25 см и с гимнастического бревна
высотой 15 см; лазать по гимнастической стенке в разных
направлениях, по наклонной гимнастической лестнице
разными способами, перелезать с одного пролёта на другой
в любую сторону на разных уровнях; ползать по
гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;
на четвереньках с опорой на ладони и голени; подлезать
поочерёдно под несколькими предметами (высотой 40—
50—60 см) разными способами; пролезать разными
способами в обруч, стоящий вертикально на полу;
подбрасывать мяч (диаметром 6—8 см) вверх и ловить его
ладонями, не прижимая к груди, не менее пяти раз подряд;
перебрасывать мяч из одной руки в другую движением

28

кисти; перебрасывать двумя и одной (удобной) рукой мяч
через сетку (верёвку), закреплённую на высоте не менее 1,5
м от пола; метать одной рукой (правой и левой) разными
способами мяч (диаметром 6—8 см) в горизонтальную цель
(обруч диаметром 45 см) с расстояния не менее 1,5 м
(попадать не менее двух раз подряд), одной (удобной)
рукой мяч в вертикальную цель (щит 25 25 см)с расстояния
1,5 м, высота центра мишени — 1,5 м (попадать не менее
двух раз подряд); прокатывать двумя руками утяжелённый
мяч (весом 0,5 кг) между предметами и вокруг них
(конусов, кубиков); отбивать мяч от пола одной рукой
(правой и левой) и поочерёдно на месте и с продвижением
(не менее 5 м); прыгать на одной ноге (удобной),
продвигаясь вперёд не менее чем на 5 м змейкой между
предметами (конусами); удерживать равновесие не менее
10 с, стоя на одной ноге, другая согнута и приставлена
стопой к колену под углом 90°; ходить по гимнастической
скамейке прямо; приставным шагом боком; с
перешагиванием через кубики; с поворотами; поднимаясь
на носки; ходить по гимнастическому бревну и узкой
стороне гимнастической скамейки (шириной 10 см и
высотой 25 см); прыгать через короткую скакалку
одновременно на двух ногах и с ноги на ногу, вращая её
вперёд; прыгать на двух ногах и на одной (удобной) ноге
через качающуюся длинную скакалку; перепрыгивать
через обруч, вращая его как скакалку; кататься на санках с
горки, уметь хорошо управлять санками; катать
сверстников на санках, на двухколёсном велосипеде,

29

7-8 лет

уверенно выполняя повороты, на самокате; скользить по
ледяным дорожкам с разбега без помощи взрослого;
скользить с небольших горок, удерживая равновесие,
приседая; ходить на лыжах переменным шагом без палок и
с палками по пересечённой местности; делать повороты
переступанием на месте и в движении; забираться на горку
полуёлочкой и спускаться с неё, слегка согнув ноги в
коленях; владеть элементами спортивных игр (бадминтон,
баскетбол, футбол, хоккей).
Ребёнок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности — игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности.
Ребёнок обладает установкой положительного
отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и
самому себе, чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликт.
Ребёнок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в
игре; владеет разными формами и видами игры, различает

30

Ребенок
проявляет
элементы
творчества в двигательной деятельности:
самостоятельно
составляет
простые
варианты из освоенных физических
упражнений и игр, через движения
передает своеобразие конкретногообраза,
стремится
к
неповторимости,
индивидуальности в своих движениях.
Ребенок способен придумывать
композицию
образно-пластического
этюда по заданному сюжету, внося в нее
(импровизационно) собственные детали и
оригинальные «штрихи» воплощения
образа.
Ребенок
использует
в
самостоятельной
деятельности,
организует
совместно
с
детьми
разнообразные
по
содержанию
подвижные игры народов
Урала,

условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания, может
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка
складываются предпосылки грамотности.
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он
подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены.
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном
и социальном мире, в котором он живёт; знаком с
произведениями
детской
литературы,
обладает
элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т. п.;
ребёнок способен к принятию собственных решений,

31

способствующие
развитию
психофизических качеств, координации
движений.
Ребенок с удовольствием делится
своими знаниями об основных способах
обеспечения и укрепления доступными
средствами физического здоровья в
природных, климатических условиях
конкретного места проживания, Среднего
Урала.
Ребенок
владеет
основами
безопасного поведения: знает, какпозвать
на помощь, обратиться за помощью к
взрослому; знает свой адрес, имена
родителей, их контактную информацию;
избегает контактов с незнакомыми
людьми на улице; различает некоторые
съедобные и ядовитые грибы, ягоды,
травы, проявляет осторожность при
встрече с незнакомыми животными;
соблюдет правила дорожного движения;
поведения в транспорте.
Ребенок проявляет интерес к
подвижным и спортивным, народным
играм традиционным для Урала.
Ребенок
понимает
значение
укрепления здоровья и безопасного поведения.

опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.

32

Ребенок проявляет интерес к городу
(селу), краю в котором живет, знает некоторые
сведения
о
их
достопримечательностях,
событиях
городской (сельской) жизни.
Ребенок проявляет познавательный
интерес к своей семье, социальным
явлениям, к событиям настоящего и
прошлого, к жизни людей в родном крае и
многообразию народов Урала. Задает
вопросы о прошлом и настоящем в жизни
людей, об истории города (села), края, о
творчестве народных ремесленников,
создании предметов, техники, средств
связи, рассуждает и высказывает свое
мнение.
Ребенок проявляет интерес к
культуре своего народа, русской народной
культуре,
знакомству
с
культурами различных этносов, населяющих наш край.
Ребенок
проявляет
начала
социальной активности: охотно участвует
в
социально
значимых
событиях,
переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами
горожан (сельчан), стремится выразить
позитивное отношение к пожилым

жителям города, достижениям горожан
(сельчан);
ребенок
стремится
налаживать
бесконфликтные отношения с детьми
других этносов, с желанием участвует в
разных видах деятельности с ними.
Ребенок
положительно
высказывается о представителях разных
этносов, толерантно относится к детям
других национальностей.
Ребенок активен в стремлении к
познанию разных видов трудовой
деятельности взрослых и отражению
своих представлений в изобразительной и
игровой деятельности, сюжетно-ролевых
играх; использует представления о
трудовых процессах взрослых для
организации
собственной
трудовой
деятельности.
С удовольствием участвует в разных
видах деятельности на материале
народной культуры, в том числе проектах,
детском книгоиздательстве иоформлении
выставок по этнической проблематике.
Ребенок проявляет интерес к
технико-технологической,
информационной
среде,
основных

33

источниках, способах поиска и передачи
информации;
- ребенок интересуется изучением
природного мира, высказывает догадки,
размышляет о причинах природных
явлений, организует и осуществляет
познавательно-исследовательскую
деятельность
в
соответствии
с
собственными замыслами.
Ребенок ярко переживает эстетические чувства при восприятии
объектов родной природы, высказывает
эстетические суждения, эмоционально
«заражает» сверстников.
Ребенок увлечен познанием природы родного края, открытием ее законов,
интересуется
познавательной
литературой, ищет ответы на вопросы,
увлекается
коллекционированием,
изобретениями, вовлекает сверстников в
интересную
познавательную
деятельность.
Ребенок
проявляет
позицию
защитника природы родного края.
Ребенок
понимает
значение
эмоциональной окраски слова, его
значения в процессе общения, а также то,
как влияют отрицательные эмоции,

34

речевые высказывания на состояние
самого человека и других людей.
Ребенок
владеет
основными
нормами регулирующих устную речь.
Ребенок употребляет образные
слова, сравнения, эпитеты, точные
глаголы; наиболее подходящие по смыслу
слов при обозначении предметов,
действий, качеств.
Ребенок
понимает
образные
выражения в загадках, пословицах,
поговорках народов Урала.
Ребенок проявляет интерес к
произведениям
поэтического
и
музыкального фольклора, декоративноприкладного
искусства
Урала,
художественных произведений уральских
авторов для детей.
Ребенок способен ритмично и
выразительно двигаться в русских
народных танцах, хороводах, проявляя
творчество, самостоятельность, может
передать музыкально-игровой образ,
способен
организовывать
русские
народные музыкальные игры.
Ребенок способен импровизировать
и выбирать средства для самовыражения,
включаться в различные формы (в

35

хороводах, играх, календарно-обрядовых,
народных праздниках) коллективного
музыкального творчества, связанного с
жизнью уральского региона.
Ребенок
проявляет
чувство
восхищения результатами культурного
творчества представителей своей и других
культур
(музыка,
танцы,
песни,
литературные
произведения,
национальный
костюм,
предметы
декоративно-прикладного искусства и
др.).
Ребенок проявляет чувство гордости
от
осознания
принадлежности
к
носителям традиций и культуры своего
края.
Ребенок проявляет интерес к
художественно-эстетической
стороне
жизни человека на Урале в прошлом и
настоящем.
Ребенок воссоздает в собственной
изобразительно-творческой деятельности
сюжетов
произведений
уральских
писателей, народных сказок, сказов.
Ребенок
самостоятельно
применяет
изобразительные
умения
и
изобразительные средства для передачи
колорита изделий уральских мастеров на

36

основе
материалов
и
техник
художественно-изобразительной
деятельности,
традиционных
для
Среднего Урала.

37

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».